11121

Поднять голову к небу. Дирижёр Владимир Минин - о том, как вернуть гордость

№ 10 от 3 марта 2015 года 03/03/2015

Воспитание вкуса

ДОСЬЕ
Владимир МИНИН. Родился в 1929 г. Дирижёр, хормейстер, педагог, народный артист СССР, лауреат Государственной премии СССР.

10_03_02- Владимир Николаевич, не стало оперной примы Елены Образцовой, ушла Галина Вишневская. С уходом таких грандов наше классическое искусство изменится?

- В любой сфере жизни есть апогей - высшая точка и перигей - низшая. Сравните XIX и XX века. XIX век - Чайковский, Мусоргский, Римский-Корсаков... До середины ХХ века тоже были несколько великих личностей - Хачатурян, Прокофьев, Рахманинов, Шостакович, Свиридов. А дальше? Затишье! Эти процессы эволюции закономерны.

- Может, дело ещё и в том, что у нас постепенно изменилось отношение к высокому искусству? На Западе до сих пор не достать билетов на классические концерты, а у нас - на Леди Гагу, например.

- Мы приезжаем на гастроли в глубинку и видим: на концерты приходят очень много молодых. Но... В Америке, в Западной Европе уже в начальной и средней школах делают прививку хорошего вкуса через хоровое пение. Большинство учеников обучены музыкальной грамоте. На Западе тоже есть, условно говоря, отморозки. Но это мелкие группки. А на фестивали классической музыки в Германии, в Голландии, во Франции собираются десятки тысяч людей - они приезжают семьями, потому что им это интересно. И тут всё дело в том, на что «заточено» государство: на воспитание хорошего вкуса у его граждан, на полноценное развитие личности.

- Наше, значит, не «заточено» на хороший вкус?

- А много ли сегодня людей образованных и по-настоящему культурных? Я имею в виду ту культуру, которую несли академики Лихачёв, Сахаров - подлинные мыслители. У нас же больше прагматиков, хороших тактиков, но не стратегов. Может быть, тактически они правы - мне трудно судить, я не политик. Но стратегически, мне кажется, они неправы абсолютно. Потому что страна, которая не вкладывает деньги в образование, потом, в последующих поколениях, будет за это расплачиваться.

- Но можно ли всю ответственность за воспитание перекладывать только на плечи государства?

- Для того чтобы простые граждане эту ответственность чувствовали, надо создать условия. В 1913 году праздновалось 300-летие дома Романовых. В Пермской губернии тогда было общество трезвости. Его председатель приложил много усилий для того, чтобы 300 крестьянских хоров спели на торжествах фрагмент из оперы Глинки «Жизнь за царя». Конечно, выступление было для царя, но ведь создание 300 хоров крестьян - это огромное дело. Если бы сейчас были условия, в первую очередь материальные, чтобы человек имел возможность не только работать, но ещё и совершать полезные дела, в стране всё было бы иначе.

Или вот я в Ижевске иду в местный краеведческий музей, а там наглядно показано, какую роль играло дворянство в данном регионе в области развития культуры. Современная интеллигенция или бизнес так же активно занимаются развитием культуры? Вряд ли. А, например, до революции княгиня Тенишева в Смоленской губернии строила школы, больницы для детей рабочих, что трудились на её фабриках. Это помимо того, что она поддерживала таких людей, как Рерих. Где сейчас такие Тенишевы?

Что касается воспитания общества... Как вы думаете, где должна закладываться тяга к культуре? В семье? В школе? Ответ - и там, и там. Но! В Екатеринбурге не так давно был случай: в хоровой студии ученики издевались над учительницей, а потом съёмки выложили в Интернет. У меня сердце обливалось кровью, когда смотрел это. Я сам прошёл через подобную детскую хоровую школу в Ленинграде. Но тогда такое в голову не могло никому прийти! Как известно, дети беспощадны - не буду объяснять, как порой издеваются девочки над своими подругами, мальчики - над младшими учениками. Это всё проблемы формирования нравственных основ. Кто должен этим озаботиться? Семья, школа, государство должны следить за соблюдением нравственных законов, выработанных человечеством.

Щекочем самолюбие?

- Возможно, люди, особенно молодое поколение, слишком сильно хотят быть похожими на Запад и в этом стремлении теряют себя.

- У Ленина есть статья «О национальной гордости великороссов». В ней он как раз критикует отсутствие этой национальной гордости. И я в данном случае согласен с этой точкой зрения. Мы в чём-то хотим быть похожими на людей Запада. Возможно, внутренне им завидуем, тем самым уничижая себя. Мы растеряли культуру нашего золотого - XIX - века. Растеряли мы её вполне естественно, потому что в 1917 году был перерезан корень, нарушен естественный уклад жизни. Нам вдруг сказали, что с «корабля истории» надо сбросить Пушкина, Чайковского и др. Стали воспитывать общность под названием «советский человек». Если мы все родились на голом «асфальте» в 1917 году, откуда тут взяться национальной гордости? Когда-то была сильна крестьянская община, а город был малочислен. И в недрах той крестьянской страны была своя культура, свои нравственные устои. Я застал время, когда в деревне дома не запирали - такая была честность. Сегодня это можно представить?

- Но есть мнение, что возрождению национальной гордости поспособствуют введённые Европой санкции.

- Это не гордость, а щекотание самолюбия. А национальная гордость - это то, что воспитывается веками. Это труд, в том числе и труд мужей государственных. Потому что для того, чтобы эта национальная гордость сформировалась, я должен гордиться не только армией своей - я должен гордиться духом своего народа, его культурой, достижениями в науке, музыке, литературе.

- Вы как-то сказали, что никого из мальчишек вашего хора не встретишь с ножом или с банкой пива в руках. Но сегодня сотни подростков с пивом и сигаретами прогуливаются по нашим дворам…

- Материальный достаток, точнее недостаток, нивелировал роль семьи. Опять-таки приведу в пример Ленина - его отец содержал семью, где было много детей, плюс прислуга. А он всего-навсего был инспектором средних учебных заведений Симбирской губернии! Он один работал! Какой был у него заработок? Очень неплохой. А его жена имела возможность воспитывать детей. Что сегодня делает наша мама? Работает. Порой на двух, а то и на трёх работах. И вы хотите, чтобы у неё вырос сын без банки пива? Конечно, у нас улица воспитывает больше, чем семья.

Мы потеряли не одно поколение - с конца 1980-х годов и до сегодняшнего дня. Ставить на этих поколениях крест? Не думаю. Я оптимист в данном случае. Свинья не может поднять голову к небу, а человек должен хотя бы иногда посматривать вверх и задумываться над тем, зачем он в эту жизнь пришёл и что он в ней творит.

Валентина ОБЕРЕМКО

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно