873

Покаяться и полюбить. Николай Досталь - о трещинах в истории и надежде

"Аргументы и факты" в Беларуси № 39 27/09/2016
«Искусство способно изменить отношение человека к миру!».
«Искусство способно изменить отношение человека к миру!». РИА Новости

ТРЕЩИНА ТАК И ОСТАЛАСЬ

- Николай Николаевич, вы в своей картине поднимаете массу проблем: дураков, дорог, коррупции, чинопочитания… В общем, такая гоголевщина... Смотришь и думаешь: это всё у нас навсегда, что ли?!

- Бог его знает… Но эти проблемы действительно приросли к стране будто намертво. Живучие, гады! Может, это от недостатков, пороков человека. Сложно сказать. До фильма «Монах и бес» я снимал телефильм «Раскол», действие которого разворачивается в XVII веке. И там то же самое: те же проблемы взаимоотношения власти и церкви, власти и народа, церкви и паствы… Как говорил Солженицын (а его как раз интересовала тема старообрядцев, раскола): «Если бы не было XVII века, то, может быть, не было бы и 1917 года». Трещина, которая тогда пошла в связи с расколом Русской православной церкви, затронула фундаментальные для государства и общества вещи. И мы до сих пор это расхлёбываем…

- Уже из названия картины понятно, что вы затрагиваете вечную тему добра и зла, а точнее, вопрос, как эти два начала способны уживаться в одном человеке, как происходит внутреннее противостояние. У вас добро побеждает зло. Вы серьёзно?

- Конечно. Выдающийся врач, теолог, философ, лауреат Нобелевской премии Альберт Швейцер хорошо сказал: «Опыт мой пессимистичен, но вера моя оптимистична». Я абсолютно с ним согласен. Поэтому в нашем фильме побеждает добро. И побеждает оно с помощью любви! Мы не так часто об этом говорим, а надо бы. Это полезно для внутреннего состояния человека. Чтобы в каждом из нас жил всё-таки не воин, сжимающий кулаки, выходя за порог своего дома, а человек, который любит мир, любит окружающих людей, любит свою Родину, крылечко дома….

- Глупость, наверное, скажу, но я, честное слово, уже не понимаю, что такое упомянутое вами чувство патриотизма!

- Ничего удивительного в этом нет. Это понятие за последнее время так обтрепали, что любой запутается. Кричат о нём с пеной у рта на всех углах и площадях. Для меня же лично патриотизм - это достаточно интимное чувство: как любовь к матери, к отцу, к отчему дому. Никто же не выбегает на площади с криками: «Я люблю свою мать!» Ну так а чего орать о любви к Родине? Если эта любовь есть, то она есть. А если нет, то тут уж ничего не поделаешь. Привить это чувство искусственно, с помощью пропаганды – это какой-то неправильный путь.

- Перед интервью вы как-то грустно сказали, что сегодняшний мир, сегодняшнее отношение к нашей стране в мире и взаимоотношения в нашем обществе у вас вызывают тревогу. Если вдуматься, а когда этой тревоги не было-то?

- Согласен, она присутствовала всегда. Просто, может быть, когда-то в большей степени, когда-то в меньшей. Вот в 90-е годы прошлого уже века было больше надежд, эйфория какая-то была. К сожалению, те надежды не оправдались, не сбылись...

ВЫРВАТЬСЯ ИЗ ЗАМКНУТОГО КРУГА

- Вот вы говорите, что трещины раскола, случившегося в XVII веке, до сих пор дают о себе знать. Но, если верить опросам, никакого особо страшного раскола у нас в обществе нет. Есть единение!

- Я эти опросы не читаю и в принципе не очень им доверяю. У меня есть собственные ощущения и наблюдения. А в том, что огромное количество людей поддерживают нынешнюю власть, никакого парадокса я не вижу! Человеку так проще и удобнее - и так всегда было, веками. Если есть кто-то, кто за тебя всё решит, тебе поможет, тебя поддержит, ну и хорошо!

- Возвращаясь к вашей новой картине... Вы в ней затрагиваете тему покаяния - даже не в религиозном, христианском контексте, а способность человека к покаянию в принципе…

- К сожалению, понятие «покаяние», само это слово сегодня оказалось напрочь забыто. Про патриотизм кричат. А покаяние - ну что это такое вообще?! За что это мы вдруг будем каяться, когда мы самые лучшие, самые сильные, самые богатые и вообще самые-самые-самые! Покаяние несвойственно, по-моему, большинству людей. Но это чувство покаяния важно и необходимо не только для человека верующего - оно для всех важно.

- А тема покаяния и, скажем, чеховская тема выдавливания по капле из себя раба - это не взаимоисключающие вещи? Нет в этом конфликта?

- (Надолго задумывается.) Нет! То, о чём говорил Чехов, остаётся актуальным и современным всегда! И это касается не только нашего общества, но и других стран. Рабская психология, увы, свойственна большинству людей независимо от их национальности. И выдавливать её, кстати, можно и нужно - с помощью покаяния в том числе. Покаяние – это как бы отрезвление… Это когда ты начинаешь более трезво смотреть на свою жизнь, на своё прошлое, на своё настоящее. Если есть в чём покаяться в своём прошлом - покайся, есть чем гордиться - гордись. Но одно не должно исключать другое. К сожалению, мало кому удаются эти вещи.

- А как же молодое поколение?

- А что молодое поколение?! Оно становится рабом денег, карьеры. А чтобы сделать карьеру, ты должен всячески угождать начальству – и опять мы приходим к рабству. Это замкнутый круг какой-то. А вообще, если говорить о поколении молодых, среди них есть нормальные во всех смыслах, свободные люди. Их, по моим наблюдениям, увы, меньшинство. Но, как я уже говорил, мой опыт пессимистичен, но моя вера оптимистична. Я верю в свет в конце тоннеля - дай бог, чтобы его кто-нибудь не выключил. И, конечно, повторю, верю в чудодейственную силу любви.

Сергей ГРАЧЁВ

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно