0 464

Покаяться и полюбить. Николай Досталь - о трещинах в истории и надежде

Его новый трагикомический фильм «Монах и бес» уже вышел в прокат.

«Искусство способно изменить отношение человека к миру!».
«Искусство способно изменить отношение человека к миру!». © / РИА Новости

ТРЕЩИНА ТАК И ОСТАЛАСЬ

- Николай Николаевич, вы в своей картине поднимаете массу проблем: дураков, дорог, коррупции, чинопочитания… В общем, такая гоголевщина... Смотришь и думаешь: это всё у нас навсегда, что ли?!

- Бог его знает… Но эти проблемы действительно приросли к стране будто намертво. Живучие, гады! Может, это от недостатков, пороков человека. Сложно сказать. До фильма «Монах и бес» я снимал телефильм «Раскол», действие которого разворачивается в XVII веке. И там то же самое: те же проблемы взаимоотношения власти и церкви, власти и народа, церкви и паствы… Как говорил Солженицын (а его как раз интересовала тема старообрядцев, раскола): «Если бы не было XVII века, то, может быть, не было бы и 1917 года». Трещина, которая тогда пошла в связи с расколом Русской православной церкви, затронула фундаментальные для государства и общества вещи. И мы до сих пор это расхлёбываем…

- Уже из названия картины понятно, что вы затрагиваете вечную тему добра и зла, а точнее, вопрос, как эти два начала способны уживаться в одном человеке, как происходит внутреннее противостояние. У вас добро побеждает зло. Вы серьёзно?

- Конечно. Выдающийся врач, теолог, философ, лауреат Нобелевской премии Альберт Швейцер хорошо сказал: «Опыт мой пессимистичен, но вера моя оптимистична». Я абсолютно с ним согласен. Поэтому в нашем фильме побеждает добро. И побеждает оно с помощью любви! Мы не так часто об этом говорим, а надо бы. Это полезно для внутреннего состояния человека. Чтобы в каждом из нас жил всё-таки не воин, сжимающий кулаки, выходя за порог своего дома, а человек, который любит мир, любит окружающих людей, любит свою Родину, крылечко дома….

- Глупость, наверное, скажу, но я, честное слово, уже не понимаю, что такое упомянутое вами чувство патриотизма!

- Ничего удивительного в этом нет. Это понятие за последнее время так обтрепали, что любой запутается. Кричат о нём с пеной у рта на всех углах и площадях. Для меня же лично патриотизм - это достаточно интимное чувство: как любовь к матери, к отцу, к отчему дому. Никто же не выбегает на площади с криками: «Я люблю свою мать!» Ну так а чего орать о любви к Родине? Если эта любовь есть, то она есть. А если нет, то тут уж ничего не поделаешь. Привить это чувство искусственно, с помощью пропаганды – это какой-то неправильный путь.

- Перед интервью вы как-то грустно сказали, что сегодняшний мир, сегодняшнее отношение к нашей стране в мире и взаимоотношения в нашем обществе у вас вызывают тревогу. Если вдуматься, а когда этой тревоги не было-то?

- Согласен, она присутствовала всегда. Просто, может быть, когда-то в большей степени, когда-то в меньшей. Вот в 90-е годы прошлого уже века было больше надежд, эйфория какая-то была. К сожалению, те надежды не оправдались, не сбылись...

ВЫРВАТЬСЯ ИЗ ЗАМКНУТОГО КРУГА

- Вот вы говорите, что трещины раскола, случившегося в XVII веке, до сих пор дают о себе знать. Но, если верить опросам, никакого особо страшного раскола у нас в обществе нет. Есть единение!

- Я эти опросы не читаю и в принципе не очень им доверяю. У меня есть собственные ощущения и наблюдения. А в том, что огромное количество людей поддерживают нынешнюю власть, никакого парадокса я не вижу! Человеку так проще и удобнее - и так всегда было, веками. Если есть кто-то, кто за тебя всё решит, тебе поможет, тебя поддержит, ну и хорошо!

- Возвращаясь к вашей новой картине... Вы в ней затрагиваете тему покаяния - даже не в религиозном, христианском контексте, а способность человека к покаянию в принципе…

- К сожалению, понятие «покаяние», само это слово сегодня оказалось напрочь забыто. Про патриотизм кричат. А покаяние - ну что это такое вообще?! За что это мы вдруг будем каяться, когда мы самые лучшие, самые сильные, самые богатые и вообще самые-самые-самые! Покаяние несвойственно, по-моему, большинству людей. Но это чувство покаяния важно и необходимо не только для человека верующего - оно для всех важно.

- А тема покаяния и, скажем, чеховская тема выдавливания по капле из себя раба - это не взаимоисключающие вещи? Нет в этом конфликта?

- (Надолго задумывается.) Нет! То, о чём говорил Чехов, остаётся актуальным и современным всегда! И это касается не только нашего общества, но и других стран. Рабская психология, увы, свойственна большинству людей независимо от их национальности. И выдавливать её, кстати, можно и нужно - с помощью покаяния в том числе. Покаяние – это как бы отрезвление… Это когда ты начинаешь более трезво смотреть на свою жизнь, на своё прошлое, на своё настоящее. Если есть в чём покаяться в своём прошлом - покайся, есть чем гордиться - гордись. Но одно не должно исключать другое. К сожалению, мало кому удаются эти вещи.

- А как же молодое поколение?

- А что молодое поколение?! Оно становится рабом денег, карьеры. А чтобы сделать карьеру, ты должен всячески угождать начальству – и опять мы приходим к рабству. Это замкнутый круг какой-то. А вообще, если говорить о поколении молодых, среди них есть нормальные во всех смыслах, свободные люди. Их, по моим наблюдениям, увы, меньшинство. Но, как я уже говорил, мой опыт пессимистичен, но моя вера оптимистична. Я верю в свет в конце тоннеля - дай бог, чтобы его кто-нибудь не выключил. И, конечно, повторю, верю в чудодейственную силу любви.

Сергей ГРАЧЁВ

Материал подготовлен: www.aif.ru

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2020 году

Актуальные вопросы

  1. Откуда появилось правило «пропусти помеху справа»?
  2. Нужно ли покрывать машину воском после мойки?
  3. Можно ли вернуть билет на концерт?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by