28891

Станислав Говорухин: «Я - такой маленький Солженицын»

№ 12 от 23 марта 2011 года 23/03/2011

29 марта режиссёр Станислав ГОВОРУХИН отпразднует юбилей - 75 лет. Сам режиссёр ни подарков, ни шумных торжеств в свою честь не любит. Тем не менее на завершившемся недавно XVII российском фестивале «Литература и кино» в Гатчине ему преподнесли главный подарок - организаторам фестиваля пришлось устраивать по просьбам зрителей дополнительный сеанс нового фильма Говорухина «…в стиле Jazz». Так как и фестиваль, и фильм Говорухина связаны с литературой, с неё мы и начали...

«Перепахали страну»

- Станислав Сергеевич, вы часто говорили, что на вас огромное влияние оказали книги. Так что же для вас литература - учитель жизни или её заменитель?

- Я книжный человек, вырос на книгах. Как у любого мальчишки, любимые герои были из романов Р. Л. Стивенсона, Джека Лондона, Даниеля Дефо, Майн Рида, вечного спутника молодости Жюля Верна. Пища духовная, на мой взгляд, - это не театр и не кино, а в первую очередь именно книги. Информацию можно почерпнуть из Интернета или из учебников. Но только книга воспитывает чувства. Недаром Флобер назвал свой великий роман «Воспитание чувств». Человек, который в детстве не приучил себя к чтению, не сделал его привычкой, без которой не может жить, человек, путешествующий по жизни без книги, - тщетный человек. Это моё глубокое убеждение. Потому что в его духовном воспитании не участвовали великие педагоги - писатели. «Всем лучшим в себе я обязан книгам», - сказал Горький. И я могу вслед за ним повторить эти слова.

От книг, кстати, и первая специальность - геология, и большинство моих фильмов основаны на литературе. Когда я понял - ещё в конце 60-х, - что дети в России постепенно перестают читать, решил вернуть им книжки через экран: снял «Робинзона Крузо», «Приключения Тома Сойера», «Детей капитана Гранта». Я и сегодня считаю, что в основе кино лежит литература, полноценная драматургия. И если человек не читает, не путешествует с книгой по жизни, значит, у него нет вкуса, он безнадёжен как зритель и не сможет отличить настоящее искусство от фальшивки.

- Вы и сейчас читаете?

- Даже больше, чем прежде. В четвёртый раз взялся за «Раковый корпус» Солженицына. Стараюсь перечитывать любимые произведения по многу раз. Слежу и за современной литературой, нынешними модными писателями. Пелевина много раз открывал, но не смог ни разу дочитать. Акунина, кстати, тоже не всегда дочитывал.

- Старшее поколение запоем смотрело советское кино. Людям в подкорку вбили любовь к Родине, готовность всем пожертвовать ради неё. Молодое поколение всходит совсем на других дрожжах. У них в подкорке что вбито?

- Эти двадцать ужасных перестроечных лет перепахали страну. Как правильно в своё время сказал Солженицын, когда открылся железный занавес: к нам из-под него хлынула одна навозная жижа. Вот я сейчас много бесед вёл с девочками от 16 до 22 - мне нужна артистка для нового фильма - и выяснил очень печальную вещь: они не знают стихов. Совсем! Говорят: «А я не люблю!» Не любить поэзию - значит не любить, не понимать литературу вообще. А мы ведь именно на ней выросли! И войну выиграли люди, воспитанные на романах «Как закалялась сталь», «Белеет парус одинокий», «Разгром», на таких фильмах, как «Парень из нашего города», «Трактористы», «Чапаев». Я давно уже не видел и, наверное, уже не увижу девушку с романом Тургенева в руках. А это же удивительное чтение! Для кого-то это и не трагедия вовсе - подумаешь, Тургенев. В мире полно писателей!.. Но поколение, которое не прочтёт ни Чехова, ни Тургенева, ни Жюля Верна, вырастет жестоким, циничным, расчётливым. Такие понятия, как честь и достоинство, не будут иметь для них никакого значения.

- Но если, случись что, соберётся с силами русский человек?..

- Нет, не соберётся. Есть русская философия, она называется «авось». Но если сегодня нам объявят войну, то мы её проиграем. Не такой уж далёкий пример - Чечня. Эту войну мы проиграли в 1995 году, подписав капитулянтское хасавюртовское соглашение. Чечня стала де-факто независимым государством.

«Давно молчу»

- В русской литературе почти не встретишь счастливых женщин, а в ваших фильмах все истории заканчиваются благополучно. Хотите женщин поддержать?

- Я не согласен, что в литературе нет счастливых женщин. Навскидку много примеров не приведу, но вот Наташа Ростова - чем уж такая несчастная? А я сегодня снимаю фильмы легкомысленные, простые, лёгкие. О людях, а не о проблемах. Снимаю, чтобы помочь человеку, чтобы и самому получить удовольствие от работы, и другим доставить удовольствие от просмотра.

- А насколько, по-вашему, в нашем циничном мире сохраняются любовь и вера?

- Как бы то ни было, а «только любовью держится и движется жизнь» - это ещё Тургенев писал. Вот насчёт веры возник один из необъяснимых парадоксов нашего времени: верующих стало больше, а нравственность опустилась до нижайшего предела.

- Вы стали окончательным пессимистом?

- Всегда им был - это мне и помогает жить. Пессимист, как известно, - это хорошо информированный оптимист. Предполагаю, что будет плохо, а хорошее воспринимаю как подарок. Вот думал: ну всё, привет, русского кино больше нет! А вижу много хороших картин: «Человек у окна», «Зона турбулентности», «Воробей» - да все не перечислишь. Но в прокат им не пробиться, потому что он в России в руках американцев. Да и публика не поймёт, хотя эти картины простые, как яйцо. Но только в залах-то сидит попкорновый зритель, и фильмы там показывают только для дебилов.

- Вы давно говорите об этой проблеме, но, похоже, достучаться не удаётся?

- Да, давно говорю, что государству нужно взять прокат под контроль, как и телевидение. Недавно в два часа дня включил телевизор - там шёл американский фильм: сколько крови, насилия, откровенного секса! Все страны, начиная с самых цивилизованных, скажем, Франции, против этого борются. А у нас всё можно.

Пока в нашей стране на первом месте не культура, а экономика. Но финансовое-то благополучие - не самое главное! Главное - духовные силы народа. Если они иссякнут, никакое экономическое устройство, промышленное развитие не спасут нацию от смерти, потому что, как писал Солженицын: «С гнилым дуплом дерево не стоит».

С Александром Исаевичем я был хорошо знаком - бывал у него в Вермонте, снял про него документальный фильм. Он бился в глухую стену, над ним смеялись. Вот и я - такой маленький-маленький Солженицын: много против чего боролся, но ничего не изменилось. Теперь думаю: ну а я-то куда лезу? Если уж его не слушали, кто же будет слушать меня? Поэтому давно уже молчу, давно заткнулся.

- Но раз продолжаете работать, вот новое кино планируете, значит, не молчите?

- У режиссёра не может не быть планов. Вот и у меня их громадьё! К сожалению, жизнь коротка, а планы-то - на несколько десятилетий вперёд.

Елена ПЕТРОВА,  Санкт-Петербург

ДОСЬЕ

Станислав ГОВОРУХИН родился в 1936 г. в г. Березники (Пермская обл.). В 1958 г. окончил геологический факультет Казанского университета, в 1967 г. - режиссёрский факультет ВГИКа. По окончании работал на Одесской киностудии, а с 1987 г. на «Мосфильме». Снял более двух десятков фильмов. Депутат Госдумы, баллотировался в Президенты РФ. Женат, есть сын и двое внуков.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно