35003

Ваза, полная ярких эмоций. Георгий Рабиль - о секретах знаменитой гимнастической композиции

№ 30 от 25 июля 2012 года 25/07/2012

Корреспонденту «АиФ» удалось пообщаться с заслуженным деятелем физической культуры БССР, доцентом Белорусского государственного университета физической культуры, режиссером-постановщиком знаменитых гимнастических «ваз» Георгием Борисовичем РАБИЛЕМ.

После окончания Великой Отечественной войны Георгий Рабиль решил осуществить свою мечту – поступить в Одесское мореходное училище. Вместе с лучшим другом отослали  документы. Но пришел ответ: товарища приняли, а его нет. Сказали, что опоздал с документами... Мама шутила потом, что, наверное, фамилия им не понравилась. Позже увидел объявление о наборе в Чкаловский (Оренбургский) техникум физической культуры: а там - хлебная карточка 500 граммов, бесплатная спортивная форма. Заманчиво. Так гимнастика захватила его на всю оставшуюся жизнь.

После окончания техникума Георгий Рабиль попал в Белорусский институт физкультуры. В то время заведующим кафедры гимнастики был заслуженный тренер БССР, заслуженный деятель физической культуры Александр Алексеевич Губанов, автор знаменитой живой «вазы». Он был режиссером-постановщиком всех спортивно-художественных композиций, представлявших Белоруссию на физкультурных парадах в Москве. Легендарный Губанов стал педагогом и наставником тогда еще молодого Георгия Рабиля, который  и по сей день продолжает дело великого мастера.

IMG_001

Большая карьера Георгия Рабиля как постановщика массовых спортивных мероприятий началась в 1960 году в Демократической республике Вьетнам, куда он отправился в двухлетнюю командировку для подготовки национальных кадров. Там он впервые самостоятельно сделал «вазу». Конструкция для 6-метровой «вазы» была изготовлена из дерева. Потом Георгий Борисович примет участие в подготовке финальной части открытия XXII летних Олимпийских игр в Москве.

- На Олимпиаде в Москве «вазу» решили не делать. Хотелось показать что-то новое и интересное, - рассказывает он. - Вместе с Александром Алексеевичем  мы придумали два варианта конструкций. Это цилиндры, на каждом из которых в 4 ряда сидело 100 девочек, а наверху выступали лучшие акробаты. В конце номера девочки скидывали накладки на маечки  на липучках, и цилиндры окрашивались в цвета олимпийских колец. Также мы придумали и 10 метровые кубки как символ награды за победы в спорте. Представляете - олимпийские кольца создавала сводная колонна студентов всех институтов физкультуры Советского Союза. Какой  масштаб!

IMG_003

За много лет работы Георгию  Рабилю кроме  Олимпиады в Москве довелось  поработать на играх Доброй воли, Средиземноморских, Центрально-Азиатских, Африканских играх и многих других спортивных форумах.

- Прежде чем воплотить идею в жизнь, надо тщательно продумать будущую композицию,  - рассказывает Георгий Борисович. Он показывает мне объемные  пачки чертежей и рисунков. Оказывается, режиссер-постановщик  «по старинке» на бумаге рисует схемы размещения спортсменов, расписывает каждое их движение, каждую связку, делает и другие необходимые измерения и вычисления.

- Все должно быть рассчитано до сантиметра, - говорит мой собеседник.- Если сделать кое-как, то не получится цельной и красивой картины.

Кстати, однажды в Москве конструкцию для «вазы» делали специально под заказ в тогда строго засекреченном научно-производственном центре имени М.В.Хруничева. Она была сделана из высокопрочных легких сплавов и весила всего 1,5 тонны.  Для сравнения: последняя «ваза» была из стали и весила 3,5 тонны. А вот нашу современную вазу в 2007 году сделали на предприятии по  изготовлению аттракционов по чертежам, которые у Георгия Борисовича остались еще с советских времен. Кстати, каркас для «вазы» стоил недешево – 50 тысяч долларов.

IMG_002

Стало много шоу

«АиФ»: Осталась ли у вас ностальгия по советским временам? Чего не хватает сегодня нашим спортивно-массовым праздникам?

- Ностальгия есть. И мне  действительно не хватает массовых спортивных праздников по гимнастике, - признается Георгий Борисович.

Он вспоминает, как в Праге на Страговском стадионе (это гигантский комплекс, по размеру равный 8 футбольным полям) проводились слеты Сокольского движения. Основателем Сокольского движения и сокольской гимнастики был профессор Пражского университета Мирослав Тырш.

Главная особенность Сокольских слетов - во-первых, отсутствие четкой взаимосвязи между отдельными номерами программы: каждая группа гимнастов выступала как бы самостоятельно. Во-вторых, особое внимание уделялось общему рисунку, создаваемому на поле огромной массой выступающих участников - до 15-17 тысяч человек. Все это вкупе представляло собой великолепное зрелище! Это очень интересное мероприятие. Для каждого слета заранее разрабатывалась программа, потом ее рассылали участникам. Люди готовились за год-два. Причем участвовали все: дети, школьники, студенты, военные…

IMG_005

- Но с распадом Советского Союза все рухнуло. Жаль. Ведь это замечательная идея. Ничего подобного у нас уже давно не проводится, - сетует собеседник. - Начиная с 1952 года я слежу за каждой Олимпиадой. К сожалению, все потихоньку сводится к шоу: гимнастическая составляющая вытесняется художественными средствами, лазерными инсталляциями, фейерверками. Это все красиво, конечно… Но не то…

Интересно

После длительного перерыва (знаменитая живая «ваза» до этого последний  раз была показана в 1987 году) в 2007-м в Минске в День Независимости студенты Белорусского университета физической культуры выстроили 8-метровую 5-этажную «вазу». Так возродилась красивая и волнующая традиция.  Живую «вазу» в Беларуси видели во всех областных центрах, кроме Витебска.

Кстати

  • Белорусская «ваза», так называют ее специалисты, оказалось настолько интересной конструкцией, что ее в различных вариантах показали в 28 странах мира на 4 континентах.
  • Самая высокая (10 метров) и самая тяжелая (4, 5 тонны) живая «ваза»  была показана на праздновании 1500-летия Киева в 1982 году.
Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно