43241

Почему заниматься благотворительностью в Беларуси рискованно?

№ 5 от 2 февраля 2011 года 02/02/2011

Почему меценатству в нашей стране вставляют палки в колеса, и как эти палки оттуда убрать, выяснял «АиФ».

По понятиям

Член правления Международного просветительского общественного объединения «АКТ» Валерий Жураковский говорит, что до того, как в Беларуси урегулировали благотворительную деятельность Указом президента №300 в 2003 году, работать в сфере благотворительности было намного проще. Несмотря на то, что целью указа было именно урегулирование деятельности благотворительных организаций, его принятие отбило охоту у многих бизнесменов заниматься благотворительностью. В указе даже толком не разграничивается спонсорская деятельность и благотворительность - абсолютно разные понятия. Спонсорство предполагает обязательную рекламу того, кто дает деньги на определенные нужды. Благотворительность таких условий не ставит. И если получивший деньги публично назовет имя благотворителя, налоговая инспекция может воспринять это как рекламу. Ведь в указе написано - помощь безвозмездная.

Не те цели

Еще одна преграда для занимающихся благотворительностью - это список целей, на которые может направляться помощь. Так, благотворительная помощь сегодня может, например, предоставляться на приобретение сельскохозяйственной техники, горюче-смазочных материалов, семян, удобрений, средств защиты растений и др. А, например, такой цели, как «профилактика социально опасных форм поведения граждан» в списке Указа президента №300 нет.

- То, что государство считает приоритетом, оно и указало в списке, - говорит Валерий Жураковский. - Но эти сферы очень сужены. Они отрезают большой пласт благотворительной деятельности, которая нуждается в финансировании.

К тому же, возникает вопрос толкования целей. Спонсор или благотворитель дает не на абстрактные цели, как записано в указе, а на конкретное мероприятие - на лекарства для больных детей, на проведение фестиваля.

- А этот фестиваль куда вписывается? - задает риторичный вопрос эксперт. - Непонятно. И спонсоры всегда находятся под дамокловым мечом: завтра придет контрольный орган и скажет: «Дорогой, а ты не в русле указа сработал».

Можно и без закона

Многих потенциальных благотворителей отпугивает забюрократизированность процесса пожертвования. Оно сегодня оформляется через договор, в котором должна быть прописана конкретная цель пожертвования. То есть, пожертвовать просто на организацию в Беларуси нельзя. И в заключаемом договоре должно быть четко прописано, на что будут потрачены деньги.

Но люди зачастую жертвуют необдуманно, в порыве души. А заключение договора, прописывание  целей - все это охлаждает их пыл. Бизнесмену придется вникать в суть договора, подключать к этому юристов. Поэтому некоторые отказываются от своей идеи жертвовать. Тем более, что люди дают деньги из своей прибыли: никаких налоговых льгот у нас меценаты не имеют. Хотя именно они должны быть главным стимулом для благотворителей.

- Специального закона о благотворительности по сути дела особо и не нужно, - продолжает Валерий Жураковский. - Зачем регулировать благотворительность? Нужно просто симулировать тех, кто жертвует. Налогами. Поэтому можно спокойно в налоговом кодексе на любой следующий год вносить строчку - «освободить от налогообложения того-то и того-то, потому-то и потому-то.

Эксперт уверен, что тогда объем средств, который пойдет на решение социальных проблем в обществе, увеличится. И не надо бояться, что государство потеряет определенную часть  налоговых поступлений за счет предоставления налоговых льгот: эти деньги оно все равно было бы вынуждено тратить на те же цели:

- А когда это делают люди, они тратят больше, чем они заплатили бы в виде налогов - это обычная психология. Налоги у меня отбирают. Мне хочется платить их меньше. Жертвую я сам: тогда вступают в силу престиж, желание сделать больше и больше помочь.

Надо объединяться

Вместо налоговых льгот, налоговая инспекция нередко препятствует благотворительной деятельности. Как только организация начинает «светиться», это становится сигналом для налоговиков, что у нее много денег. В организацию приходят с проверкой и без штрафов оттуда не уходят. Поэтому многие свою деятельность не афишируют: делать это становится рискованно. Отсюда и впечатление в обществе о том, что меценатов у нас не так много.

Хотя именно благотворительные организации могли бы занять ту часть обслуживания социальной сферы, на которую у государства не хватает денег.

- Но проблема в том, - рассуждает Валерий Жураковский, -  что наше государство считается социальным, а потому всю социальную заботу о гражданах оно берет на себя. У нас нет осознания того, что социальная сфера - это зона совместной ответственности. Не только государство отвечает за решение социальных проблем, но и бизнес, и граждане, и некоммерческие организации.

Пока изучают опыт

В Национальном центре законодательства и правовых исследований Республики Беларусь создана рабочая группа по подготовке проекта концепции нормативного правового акта по вопросам осуществления благотворительной деятельности в Беларуси. В рабочую группу включены представители самого Центра, а также ряда государственных органов и общественных организаций.

На вопрос «АиФ» о работе над проектом, в Центре ответили следующее:

«В настоящее время рабочей группой проводится изучение опыта регулирования вопросов благотворительности в зарубежных странах. Поскольку единые позиции по ключевым аспектам правового регулирования благотворительной деятельности еще не выработаны, не представляется возможным давать какие-либо разъяснения по указанным в Вашем письме вопросам».

Между тем, Валерий Жураковский по просьбе управления международного права Национального центра законодательства направил свои предложения по совершенствованию законодательства, изложенные и в материале «АиФ».

Оставить комментарий (0)