3414

Попали в сети. Производители недовольны работой торговых сетей

"Аргументы и факты" в Беларуси № 37 12/09/2017

Торговые сети в Беларуси разрастаются. Еще 10-15 лет назад мы закупались в основном на рынках и в небольших магазинах возле дома, сегодня же - все чаще в супер- и гипермаркетах. Благо они теперь есть даже в региональных городах. Плюсы от такой смены локаций для потребителя очевидны. В то же время накапливается все больше острых вопросов к ряду торговых сетей. Если раньше жалобы поступали прежде всего от покупателей, то в последнее время - все чаще и со стороны белорусских производителей. И, что самое обидное, - даже государственных. «АиФ» начал разбираться в проблеме, работая с письмами и собирая разные мнения.

В июне 2017 года стало известно о поступивших в Министерство антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) жалобах ряда белорусских предприятий, которые касались проблем с доступом на полочное пространство, навязывания невыгодной логистической схемы поставок продукции в торговые сети и т.д. Ведомство приступило к расследованию. Было проведено совещание с участием представителей поставщиков и торговых сетей. Тогда же, будучи на посту замминистра антимонопольного регулирования и торговли Беларуси, Ирина НАРКЕВИЧ в интервью СМИ сообщила, что необходимо вернуться к взаимовыгодному сотрудничеству и не нарушать закон, предложила исключить так называемую плату за полки, тестирование, необоснованные скидки и бонусы и отметила дисбаланс в цепочке «производитель - торговля - конечный потребитель».

Даже крупному производителю сегодня очень сложно попасть в торговые сети, мелкому же туда и вовсе путь заказан, утверждает Виктор МАРГЕЛОВ, сопредседатель Республиканской конфедерации предпринимательства.

- Попадание продукции на полки магазинов крупных торговых сетей само по себе обходится недешево. Плюс от производителя чаще всего требуют огромных скидок. Это позволяет сетям в большинстве случаев формировать огромные торговые надбавки (порой они превышают 100% отпускной стоимости). Участвовать в формировании конечной розничной цены производителю чаще всего не дают. Особо надо отметить отсрочку платежа. В соответствии с Законом «О государственном регулировании торговли и общественного питания в Республике Беларусь» максимальный срок оплаты сетью продовольственных товаров составляет 45 дней. Это значит, что производитель поставил товар в торговую сеть сегодня, а вырученные деньги получил только через полтора месяца, - заметил эксперт в интервью «АиФ».

По словам Виктора Маргелова, если речь идет не о продуктах, то отсрочка платежа не нормируется вовсе и на практике может достигать двух-трех месяцев и больше.

- Все это искажает нашу экономику, торговлю и производство. Прибавьте сюда еще и огромные задолженности со стороны ряда торговых сетей. Случается, производитель годами не видит своих денег. Одна молочная компания не могла добиться выплат в течение двух лет. В итоге обратилась в суд. Привезла туда грузовик неоплаченных накладных. Судья поинтересовался: «Зачем вы так долго поставляли товар, если вам не платили?» На это производитель только развел руками: «А вы знаете, какие у них обороты? Где еще нам продавать свой товар?» Причем неплатежеспособность торговых сетей растет. Многие крупные игроки рынка должны огромные суммы банкам, но банкротить их рискованно: это чревато угрозами для финансовой системы государства.

Кто нужнее

Словом, мелкому или даже крупному производителю просто не остается выбора для налаживания постоянного сбыта своей продукции, а потому приходится соглашаться с любыми условиями со стороны продавцов, включая дополнительные затраты на место, размещение, стенды, некие иные услуги… То есть первую скрипку в такой ситуации играют не создатели продукта и даже не конечные потребители, которые, казалось бы, формируют спрос, а посредники-продавцы. Некоторые из них нацелены на экспансионистскую политику - это значит, зарабатываемые деньги идут на открытие новых магазинов, широкую рекламу… Средства крутятся внутри системы, но требуется их все больше и больше. Как же в такой ситуации в целом развивать экономику, наращивать производство, совершенствовать продукт?..

Стоит заметить, что данная проблема пока касается далеко не всех торговых сетей. Понятие социальной ответственности бизнеса не чуждо многим игрокам торговли в нашей стране.

Нежданная либерализация

Ещё десять лет назад размер торговых надбавок в Беларуси ограничивали. «Накручивать» цену никому не разрешалось. А потом пришла либерализация. Государство перестало жестко регулировать цены, под контролем осталась только стоимость товаров из списка социально значимых. Нововведение было регламентировано Постановлением Министерства экономики Беларуси от 2008 г. №183 «Об утверждении Инструкции о порядке формирования и применения цен и тарифов». В нём говорилось, что отпускные и розничные цены теперь формируются с учетом конъюнктуры рынка. При этом в соответствии с Инструкцией поставщик имел право согласовать с торговой сетью конечную розничную цену, по которой товар купит потребитель. Почему это условие важно? Цель любого гипермаркета - выжать максимум прибыли из каждого квадратного метра своей площади. Иными словами, ему выгоднее продать не 100 стульев по цене 100 руб. за штуку, а 50 стульев по 200 руб. «Накрутив» цену, торговая сеть извлечёт запланированную прибыль, а освободившееся пространство можно будет заполнить другим товаром. Производителю же эта схема невыгодна, поскольку по факту он-то продаст стульев меньше.

Через несколько лет в новой Инструкции правила согласования розничной цены убрали. Увеличились сроки выплат, и продавать свой товар предприятиям стало сложнее. Вдобавок сегодня крупные торговые сети активно включились в процесс контроля цен. Производители жалуются на то, что им порой не дают повышать стоимость товара даже на несколько копеек в квартал. С точки зрения потребителя это хорошо. Однако многие предприятия вынуждены повышать цены лишь для того, чтобы компенсировать свои растущие затраты. Когда производитель предлагает торговым сетям хотя бы ненамного повысить стоимость своего товара, то ему отказывают и взамен предлагают уменьшить затраты. Но как это скажется на качестве продукта, на имидже бренда, на развитии производства?.. Принцип прост: не нравятся условия - уходи. А идти производителям некуда: помимо крупных торговых сетей, сбывать товар производителю в таком же объеме почти негде. При этом торговые надбавки самих торговых сетей остаются за скобками, они как бы спрятаны внутри конечной цены. О том, чтобы оптимизировать собственную деятельность и, например, снизить свою наценку на благо производителя и потребителя, речи не идет.

По словам одного из спикеров недавней конференции по маркетингу, опасность для нашего общества может заключаться в том, что функции регулятора в экономике фактически будут выполнять игроки розничной торговли, а не государство. Ведь именно они, будучи крупными посредниками между производителем и покупателем, в итоге напрямую влияют на экономику и развитие производства в целом.

Иностранный капитал

- В дополнение к вышесказанному: наши крупные торговые сети на 95% в той или иной форме представляют собой иностранный капитал, - говорит Виктор Маргелов. - А значит, прибыль в итоге уйдет за границу на поддержание чужой экономики. Мы в одном лишь Минске построили гипермаркетов в пять раз больше, чем полагается по европейским нормам (по статистике, в 2006 г. на 10 000 минчан приходилось 3113 м2 торговых площадей магазинов, в 2016 г. - 6294 м2 - Прим.). Сегодня доля крупных торговых сетей в общем товарообороте страны по продуктам питания превышает 60%. А сколько раньше в столице было малых и средних торговых сетей? Где они сейчас? Мы уничтожили конкурентную среду. Периодически затеваются разговоры о том, что надо поддерживать магазины шаговой доступности, при этом для них то и дело поднимается арендная плата.

Экосистема

Нет сомнений в том, что крупные торговые сети нужны. Они - неотъемлемый элемент системы товародвижения. Но также бесспорно, что в государстве с настоящей рыночной экономикой должны быть созданы равные условия работы для всех: и для крупных торговых сетей, и для небольших магазинов, и для производителей. В противном случае сильнейшие неизменно возьмут верх над слабыми, как это происходит в любой экосистеме с нарушенным равновесием. И вряд ли можно надеяться, что акулы рынка розничной торговли добровольно уступят хотя бы часть своего жизненного пространства: это противоречит законам их существования.

ВНИМАНИЕ!
«АиФ» продолжает разбираться в проблеме: запланированы круглые столы, интервью с экспертами. Присылайте свои письма на почтовый или электронный адрес редакции с пометкой «Книга жалоб «АиФ». Не забывайте указывать свои контакты, а также наименования торговых сетей и места расположения конкретных магазинов.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно