4616

С миру по нитке. Толока во вселенском масштабе

№ 40 от 29 сентября 2015 года 29/09/2015

Толкиеновская крепость Минас Тирит - в натуральную величину! - может появиться в Великобритании. И в этой фантастической сказочной цитадели из «Властелина колец» даже можно будет купить апартаменты. Правда, если команда архитекторов, замахнувшихся на такой мегапроект, сумеет собрать 3 млрд долларов «народных денег», то есть привлечь финансирование  популярным ныне способом краудфандинга. Бюджеты на музыкальные альбомы, новые музеи, фильмы и всевозможные стартап проекты - метод сбора средств «с миру по нитке» стал реальным финансовым инструментом, работающим во всем мире и в любой отрасли. Как же стать народным инвестором или найти финансирование на свой проект буквально «с улицы»?

Проекты

Зародилась идея краудфандинга (с англ. crowd funding - буквально «финансирование толпой») в конце 1990-х годов в США, сначала в музыкальной индустрии, а чуть позднее ее подхватили в кинематографе: музыканты и продюсеры таким образом собирали средства на выпуск альбомов, финансирование турне или производство фильмов. Сам термин «краудфандинг», как считается, был придуман одновременно со своим «старшим братом» краудсорсингом (это более широкое понятие, включающее коллективный сбор ресурсов, идей, вещей и т.д.) писателем Джеффом Хауи в 2006 году.

Сегодня же краудфандинг стал настолько популярным и востребованным инструментом, что им уже пользуются и начинающие программисты, раскручивающие свои приложения и сервисы, и бизнесмены, работающие в реальных секторах экономики, и творческие люди, и писатели, и даже… шутники. Летом прошлого года на американской платформе Kickstarter.com некий Зак Браун смог собрать 55,5 тыс. долларов (!) на приготовление картофельного салата. Этот «проект» стал одной из самых успешных шуток в истории.

Темпы роста глобального рынка краудфандинга впечатляют: в 2012 году на основных платформах были собраны 2,7 млрд долларов, что на 81% больше, чем годом ранее. В 2013-м рынок снова почти удвоился, превысив 5,1 млрд. Прошлый год принес краудфандерам 10 млрд долларов, и в нынешнем нет никаких предпосылок, чтобы галопирующие темпы роста снижались. Ждем преодоления 20-миллиардной отметки.

Чудо-«Сеть»

Каким образом это происходит? Разумеется, через всемогущий Интернет. В Сети уже работают достаточно много площадок, на которых заказчик (физическое лицо или фирма) размещает свой проект, описывает его особенности и, главное, четко формулирует его смысл, уникальность, пользу и интерес для других людей, а также его финальную цель. Нужно указать сумму, которую необходимо собрать для развития проекта, и «дедлайн» по сбору средств.

Краудфандинговая платформа, то есть сам веб-сайт, - это только посредник, за услуги и предоставление доступа к своей аудитории взимающий комиссию. Важный момент: сбор средств всегда исключительно добровольный. Заинтересовал вас проект - можете поучаствовать материально, нет - значит нет. Зачастую «помощники» готовы поддержать понравившийся проект просто так, за благодарность или символический приз. Но иногда поддержка - это заявка на будущие прибыли. Речь идет о «краудинвестинге» - вложении денег в проект, авторы которого в случае окупаемости выплачивают дивиденды тем, кто в него вложил.

Платформы

Самые популярные в западном мире краудфандинговые платформы - это Kickstarter и Indiegogo. Лучшие проекты там порой совершенно неожиданно привлекали миллионы долларов за считаные недели. У «Кикстартера» высокая посещаемость, строгая модерация. Но есть нюансы: портал выплачивает заказчику деньги, только если проект собрал всю требуемую сумму (в противном случае деньги возвращаются спонсорам). Комиссия платформы - 5%. Indiegogo дает возможность получить собранные средства, даже если не достигнута указанная в проекте сумма (просто комиссия при недоборе будет выше - 9% вместо 4%).

Аналог «Кикстартера» в Рунете - это портал Planeta.ru, который появился в июне 2012 года и уже зарекомендовал себя как успешный агрегатор краудфандинговых средств. Еще есть «С миру по нитке» (smipon.ru) - «фишка» этой русскоязычной платформы в проверке подлинности проектов и отслеживании поступающих средств.

Кстати, в Беларуси краудфандинговая онлайн-платформа появилась даже раньше - в октябре 2011 года. «Мае сэнс» (maesens.by) создавалась сначала как сообщество ВКонтакте, но быстро переросла формат «группы по интересам» в соцсети и стала полноценным порталом для сбора средств. «Мае сэнс» ставит своей целью финансирование творческих и социальных проектов, в том числе благотворительных (поддержка детских домов, нуждающихся в лечении детей, помощь бездомным животным и т.д.). За первые 2,5 года работы через MaeSens.by на различные проекты были собраны более 2,5 млрд белорусских рублей.

Легко не будет

Журналист из Минска Павел Свердлов в начале сентября 2015 года запустил сбор средств на  Ulej.by всего на 12 часов. Деньги были нужны, чтобы победить в благотворительном аукционе и выкупить место соведущего программы «Экономика на пальцах» на TUT.by. Опыт скромный, но полезный и позволяющий сделать выводы. «Самым сложным было понять, зачем моя идея нужна людям, и описать это так, чтобы они прониклись. Правда, мой проект был специфическим. Но, думаю, с такой проблемой сталкиваются все. Довольно трудно было придумать подарки - а они нужны, причем разной ценности. И третье, что у меня плохо получилось, - вовлечение людей в проект после того, как он запущен. Нужно придумать много новостных поводов, писать пресс-релизы для СМИ, связываться с известными людьми, чтобы они поддержали сбор средств - и так привлекли к нему внимание тех, для кого служат авторитетами. Это необходимо для того, чтобы каждый день о вашем проекте узнавал новый человек. В противном случае через пару дней все забудут о том, что вы где-то там начали сбор средств», - рассказывает о своем опыте Павел, и, хотя ему не удалось с первого раза собрать необходимую для своей идеи сумму, он в краудфандинге не разочаровался.

Московский режиссер Кирилл Улин имел успешный опыт привлечения краудфандинговых инвестиций для своего дебютного короткометражного фильма «Наследство». Собрать нужно было не слишком большую сумму, но и здесь не обошлось без трудностей: «Самым сложным для меня была подготовка к краудфандингу. Нужно было смонтировать хороший ролик, который «зацепил» бы потенциальных инвесторов. Я его делал три дня. Остальное, в принципе, не сложно. На сайте процедура оформления аккаунта и описания проекта заняла минут 30-40», - делится впечатлениями Кирилл Улин. Потом нужно было в течение всех недель сбора постоянно напоминать о себе. Тут незаменимый инструмент, конечно, соцсети. Писать о краудфандинговой кампании с юмором, «просить», но так, чтобы человек сам захотел помочь и поддержать фильм, - не самая простая задача для новичка.

Опытные краудфандеры советуют: важно четко просчитать, какую сумму нужно собрать для вашего проекта. И не забывайте о сопутствующих расходах. Например, сервис Planeta.ru взимает 15% комиссии (если собрано от 50 до 90% необходимой суммы) и 10% - если сбор на 100% удался. Кстати, подоходного налога никто не отменял - вычитаем еще 13% общей суммы. «Хотя было непросто, мои ожидания оправдались. Благодаря краудфандингу я закончу свой фильм, - подводит итог Кирилл Улин. - Удивительно, но, оказывается, вокруг немало людей, которые могут помочь деньгами, поддержать понравившийся проект - зачастую просто так, за спасибо и упоминание в титрах. Им просто «в кайф» помогать».

40-35-2

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно