Грозит ли Земле столкновение с астероидом? Эксперт об опасностях из космоса

№ 46 от 13 ноября 2013 года 13/11/2013

Недавно крымские учёные открыли 400-метровый астероид, который, по прогнозам, в 2032 году может столкнуться с Землёй. Директор Института астрономии РАН Борис ШУСТОВ считает, что вероятность столкновения невелика и паниковать не стоит. Однако это вовсе не говорит о том, что мы находимся в полной безопасности.

«Челябинцам повезло»

Наталья Кожина: Борис Михайлович, недавно астрономами Крымской астрофизической обсерватории был обнаружен 400-метровый астероид, который якобы должен нас настигнуть в 2032 году. Насколько он опасен?

Борис Шустов: Всё, что вы сказали, — правда, кроме вероятности столкновения, потому что она очень мала. По критериям угроз, которые сейчас существуют, по 10-балльной шкале с трудом дотягивает до единицы. Внимание, которое было привлечено СМИ к этому известию, явно раздуто. Открытия астероидов подобного типа происходили и происходят регулярно. Здесь ничего необыкновенного нет. Главное, что много еще не открытых тел.

– А что мешает нам их открыть, нет технических средств?

– У нас нет системы обнаружения, которая могла бы найти все опасные астероиды и кометы. Опасные — это значит тела размером более 50 м, примерно как Тунгусское тело. Дело в том, что меньшие тела часто входят в атмосферу Земли и, как правило, сгорают, разрушаются, не вызывая особых последствий.

То, что произошло в Челябинске, - это редкое исключение. В течение столетия таких событий было не меньше десятка. Они происходили над пустынными районами Земли и не были замечены. От 50-метрового тела ущерб будет гарантированно высоким. А от подобного тому, что вошло в атмосферу под Челябинском, — как повезёт, но большого ущерба всё-таки не будет. Хотя признаю, что, если бы челябинское тело вошло не по такой пологой траектории, а по более крутой, последствия были бы гораздо более серьёзными. Поясню. Челябинское тело имело энергию 400 килотонн — это примерно 20 мощностей бомбы в Хиросиме. Это тело взорвалось на высоте 23 км, а бомба в Хиросиме взорвалась на высоте 600 м, она была гораздо ниже, поэтому воздействие было таким ужасающим. Так что в этом смысле челябинцам повезло.

– В последнее время снимают много фильмов, показывающих, как Земля погибает из-за столкновения с астероидами. Это может произойти в реальности?

– Всё зависит от того, на каком интервале времени это происходит. Человеческий вид существует, по оценкам биологов, всего около 100 тысяч лет. На этом временном интервале крупные катастрофы крайне редки. Маловероятно, чтобы прилетел астероид и всё разрушил. А вот на больших интервалах времени, когда мы говорим про миллионы, а тем более миллиарды лет, эти события происходят и существенно меняют лицо Земли.

Я напомню вам о событии, которое произошло 65 миллионов лет назад, когда крупное тело размером примерно 10 км упало в районе полуострова Юкатан в Мексике. После этого вымерли динозавры.

Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

– После падения метеорита в Челябинской области многие обогатились, продавая его кусочки за безумные деньги. А вы что думаете о целебных свойствах метеоритного вещества?

– Никаких вредных или целебных свойств на самом деле нет. Сам метеорит не обладает ценными физическими, химическими или фармакологическими свойствами. Есть другое — это плацебо, система психологического убеждения. Вот ты считаешь, что тебе этот осколок помогает, греет, артроз излечивает или ещё что-то, эта подстройка на тебя, наверное, и действует. Ну и ради бога. Я никогда не разочаровываю людей. Помогает — и хорошо.

Опасная тендеция

– Скажите, а как обстоят дела с «нашим ответом» телескопу «Хаббл»? В 2006 году должны были запустить программу «Спектр-УФ», чего удалось достичь с помощью этого проекта?

– «Спектр-УФ» — это большой телескоп, наш отечественный «Хаббл». Он поменьше размером, но из-за более современного подхода к технологиям — более эффективный.

В 2006 году началось его реальное финансирование. Задуман он был давно, тогда же, когда и телескоп им. Хаббла. Уже тогда у Советского Союза был опыт запуска больших телескопов диаметром 80 см. Этот телескоп назывался «Астрон». Он летал в 1983–1989 годах. Затем наступила «тёмная эпоха».  17 лет финансирование космоса было как под капельницей, оно упало в 20 раз. Какие могут быть проекты, какое развитие?! И только в 2006 году, когда началось некоторое экономическое выздоровление страны, космос стал финансироваться в более или менее нормальном объёме. Оно нарастающими темпами продолжается и сейчас довольно высокое. В техническом плане «Спектр- УФ» должен быть закончен в 2015 году, а запущен в 2016 году.

– А почему так долго идут работы? Денег не хватает или это технологии, которые воплотить в жизнь быстро невозможно?

– Проект телескопа «Хаббл» тоже реализовывался 15–16 лет. Это не кофеварка всё-таки. Это сложное оборудование. Для создания некоторых узлов этого телескопа потребовалось развитие новых технологий. Это то, что называется high technologies (самый высокий уровень). Астрономы всегда ставят очень жёсткие задачи перед инженерами и технологами. Это очень сложно.

– Борис Михайлович, после неудачного запуска «Протона-М» стало понятно, что в космической отрасли кадровый вопрос — один из самых актуальных. Какие меры необходимо принять, чтобы в корне изменить ситуацию?

– Во-первых, зарплата должна быть приличная. Во-вторых, должно быть уважение. В последние годы, конечно, обращают внимание на космос, но я хорошо помню время, когда СМИ даже не упоминали о том, что 4 октября был произведён запуск первого спутника. Если 12 апреля ещё кто-то что-то скажет о Гагарине, то обо всех других важных датах никто не вспоминает. Попробуйте спросить в какой-нибудь школе, кто первый полетел в космос. Вы будете неприятно удивлены. Мы проводили эксперименты подобного рода. Довольно многие уже раздумывают, кто был первым: может быть, американцы. Воспитание людей чрезвычайно важно. А у нас это как-то заброшено. Сейчас есть установка - развивать патриотизм. Это очень тяжёлая, важная, но умная задача. Чисто чиновничьими наскоками и программами ничего не сделать, только хуже будет. Нужна тонкая работа.

Фото: АиФ / Екатерина Изместьева

– Скажите, а в России изучают планеты вне Солнечной системы? И как, по-вашему, обнаружат ли астрономы в ближайшие 100 лет внеземную жизнь?

– Конечно, изучают. Планеты вне Солнечной системы — это очень важное направление. Сейчас открыто почти 900 планет вокруг других звёзд. Примерно 2,5 тысячи кандидатов в планеты. По современным оценкам, в нашей Галактике не менее 100 миллиардов планет. Где-то обязательно будут условия, близкие к земным. Что касается разумной жизни или цивилизации, тут вопрос сложнее. Вы уверены, что человечество по своей глупости, из-за своих недостатков себя не уничтожит? Нет. А есть такие научные доказательства, что социальные системы типа человеческой цивилизации не устойчивы в развитии. Нужно очень внимательно к этому подходить. Но пока мы ещё не доросли до осознания этой опасности. Мы очень много делаем неразумного, а всё потому, что хотим жить хорошо, причём сейчас и сразу. Применяем непродуманные технологии. Технологическое развитие человечества всё-таки опережает моральное созревание. И это опасная тенденция. Сегодня мы напоминаем обезьяну с гранатой.

Наталья Кожина