4835

Марс-бросок. Возьмут ли нас на Красную планету?

№ 17 от 24 апреля 2013 года 24/04/2013

 

17_10_02Сможем ли мы вернуть утраченные позиции в космосе и опередить американцев, отправив экспедицию на Марс? Стоит ли вообще туда лететь, ведь и на Земле проблем достаточно? На эти и другие вопросы «АиФ» ответил Георгий ГРЕЧКО, лётчик-космонавт.

В одиночку не потянуть

- Георгий Михайлович, с 1970‑х гг. все проекты пилотируемого полёта на Красную планету в США, СССР (и позже в России) закрывались. Объясните, почему человечество уже не спешит в освоении космоса? Мы в нём разочаровались? Хотели лететь к звёздам, а вместо этого топчемся на орбите…

- Почему топчемся? Человечество запускает десятки новых спутников Земли и Луны, а также автоматические зонды, которые летят к Солнцу, планетам и за край Солнечной системы...

- Но пилотируемые полёты в дальний космос так и остались красивой сказкой.

- Помешали кризисы, а кроме того, общественность насытилась так называемыми престижными полётами. Первый спутник, Гагарин - это был престиж, весь мир аплодировал СССР. Американцы слетали на Луну - снова овации. Этим мы пока и довольствуемся. Полёт на Марс - тоже дело престижа. Кто захочет взять этот рекорд, долетит и туда. Хотя, как выясняется, в одиночку сегодня такую экспедицию не потянуть даже Америке. Слишком дорого по нынешним ценам. Шанс есть, только если объединятся две или три ведущие космические державы. В том числе и Китай, который наращивает свою пилотируемую космонавтику. Когда-нибудь США спохватятся, что Китай их обходит, и решат с ним объединиться.

Могли бы яблони цвести

- Когда вы в 60-х готовились к полётам под руководством С­ергея Королёва, наверное, представляли себе сроки освоения космоса немного иначе?

- Конечно! Королёв начал проектировать корабль для полёта на Марс ещё в 1959-м. В его чертежах это был тяжёлый трёхместный аппарат массой 60-80 тонн с ракетой, в 10 раз превосходившей по мощности ту, что вывела на орбиту Гагарина. В середине 60-х уже можно было начать его строительство. Однако после указания Хрущёва («Не отдадим Луну американцам!») всё пришлось переделывать под «лунную гонку». Полёт на Марс был забыт. Если бы не это, мы бы уже были на Марсе и там, может, как в песне, яблони бы цвели. Мы планировали долететь туда уже в 70-х, максимум в 80-х гг.

- Однако и сегодня кроме имитации полёта «Марс-500» ничего о прорыве россиян на заветную планету не слышно…

- Дальняя космонавтика требует длительных вложений, на которых быстро большие день­ги не сделаешь и в офшоры не уведёшь. Соревнование между СССР и США хорошо стимулировало космическую гонку, но для нынешних олигархов тут резона нет. Тем временем на Западе и сейчас не гнушаются работать в космосе за «длинные» деньги. Они понимают, что кроме ВПК только пилотируемая космонавтика, идущая дальше околоземной орбиты, способна стать локомотивом развития науки и техники.

- Есть мнение... Какая от этого польза обычному человеку? Может, и в самом деле сначала разберёмся с земными проблемами? С Луны и то особого проку нет.

- Полёт на Луну давно окупился. Под него были созданы новые технологии, материалы, аппаратура, станки, и всё это пошло на нужды американ­ской экономики. На одних скафандрах-«дутиках», в которых астронавты ходили по Луне, компании США заработали миллиарды. Так же и с Марсом. Будут новые средства связи, приборы, которые останутся в науке, медицине и промышленности.

Что нужнее - пилотируемые полёты или беспилотные? Авто­матика в космосе не обойдётся без человека. Например, дорогущий телескоп «Хаббл» запустили с дефектом главного зеркала. Но заранее предусмотрели, что астронавты могут его починить. Так и вышло: прилетели, подкрутили - и о'кей. А говорить: «Какая космонавтика нам нужна?» - всё равно что спрашивать ребёнка: «Кто тебе нужнее - папа или мама?»

Андрей ВОЛОДИН

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно