Нанороботы и телепортация - ближайшее будущее

№ 9 от 27 февраля 2013 года 27/02/2013

Однако теперь благодаря новейшим биотехнологиям есть шанс создать «энергетическую установку, КПД которой превысит 100%».

ДОСЬЕ
Олег КУЗНЕЦОВ родился в 1938 г. в Москве. Учёный-геофизик, специалист по разведке и эксплуатации нефтяных и газовых месторождений. Автор 300 научных работ, 2 открытий, 69 научных изобретений и ряда патентов РФ, США и Европы.

Позже представители фонда отыграли сенсацию назад, объявив, что дискуссия о производстве перпетуум-мобиле нужна нашим учёным для активизации технологической мысли, которая помогла бы стране сделать долгожданный рывок. Есть ли во всём этом зерно истины? На этот и другие вопросы «АиФ» ответил Олег КУЗНЕЦОВ, профессор, президент Российской академии естественных наук.

Атом - в штыки

- Олег Леонидович, в «Сколково» считают, что обсуждение прожектов типа вечного двигателя имеет смысл. Хотя эта идея и является фантастической...

- Ну и что? Часто идеи, которые кажутся безумными, могут быть наиболее продуктивными. Любая новация в какой-то технологической сфере, как правило, встречается в штыки, а потом неожиданно переворачивает мир. Это нормально.

- Так было и у нас?

- И не однажды! Естествоиспытатель Владимир Вернадский ещё в 1910 г. одним из первых в мире понял значение урана и радия для экономики, организовал экспедицию по поиску радиоактивных материалов и нашёл урановые месторождения. Кроме того, он предвидел будущее атомной промышленности и предлагал использовать атом как источник энергии. Сто лет назад это не принималось всерьёз. А сейчас - норма жизни. Или, скажем, гениальный конструктор Роберт Бартини, которого Сергей Королёв считал одним из своих учителей. В первые послевоенные годы Бартини строил лабораторные модели сверхскоростных морских судов - экранопланов и сверхзвуковых самолётов на атомных двигателях. Фантастическими для 1930-х гг. были проекты Циолковского по освоению космоса. Сегодня реактивные многоступенчатые ракеты, космические полёты и орбитальные станции, предсказанные им, - тоже реальность. Безумные на первый взгляд идеи высказывал и физик, инженер и изобретатель Никола Тесла. Его проекты и эксперименты по беспроводной передаче энергии до сих пор потрясают умы учёных. Сегодня в России несколько групп исследователей уже получили конкретные результаты по передаче мощностей - пока на небольшие расстояния, а беспроводные заряжающие устройства используются для зарядки мобильных телефонов и ноутбуков.

Копировать или изобретать?

- Нужны ли нам сегодня безумные идеи?

- Конечно. Китай и Япония, например, предпочитают не генерировать собственные знания и открытия, а умело подхватывают, покупают или копируют их у западных компаний. Но у нас другой путь. У нас всегда было достаточно своих учёных, изобретателей, великих мыслителей, «безумные» идеи которых с конца XIX в. сыграли огромную роль в технике, экономике, военном деле не только нашей страны, но и ведущих держав мира.

- В чём мы можем обойти конкурентов?

- Например, в области применения нанороботов - мельчайших частиц, способных выполнять целенаправленные действия внутри человеческого организма. Представьте, что внутрь вас запускают почти невидимые глазу механизмы вроде вирусов, которые сами обследуют, делают операции, лечат! Кроме того, мы в силах создать квантовые компьютеры на микрочипе, скорость обработки информации которых способна превзойти мощность современных ЭВМ в сотни раз.

К «безумным» относится и идея мгновенного перемещения в пространстве - телепортация. Однако физики в нескольких университетах мира, в том числе и мы, уже проводим эксперименты по телепортации - конечно, не человека, а небольших биологических объектов.

Совсем недавно учёные методом томографии обнаружили новое явление - свечение тела человека в инфракрасных лучах. Уже установлено, какие части тела обладают наибольшей силой этого излучения, как его интенсивность меняется в течение суток. Это связано с биоритмами, возрастом и может быть использовано в медицине.

Но главное, в чём мы можем перегнать Америку, - системообразующие технологии, важные для всего человечества, например, необходимые для расселения жителей Земли на искусственные объекты - техносферы, которые будут находиться на высоте от 500 м до нескольких километров над поверхностью планеты. Эта идея может стать актуальной в обозримом будущем в связи с увеличением геологических катастроф, опасностью падения астероида, ростом численности населения, вероятностью мировой войны. Реальна угроза того, что ресурсов на всех не хватит. Чтобы продлить своё существование, человечеству придётся перебираться если не на другие планеты, то на такие «небесные острова».

Владимир КОЖЕМЯКИН