29927

То, чем гордился СССР. Балет был и остается нашей визитной карточкой

№ 8 от 19 февраля 2014 года 19/02/2014

 

В читательской корреспонденции затрагивают тему, которая, как ни парадоксально, с годами становится только актуальнее. Это воспоминания о СССР. Если оставить за скобками противоречивые и неоднозначные оценки советских времен, лейтмотив обсуждения - гордость за страну, которую мы потеряли.

«Мы точно знали, что мы - первые в мире. Мы знали, что «Красная Армия всех сильней», что в науке или «в области балета мы впереди планеты всей». А чем сегодня гордиться молодым?..», «Огромные деньги тратятся только на поиск туристического манка - лучшие головы не знают, чем завлечь интуристов, а ведь когда-то каждый иностранец точно знал, что в СССР нужно съездить уже хотя бы для того, чтобы посмотреть балет, сходить в цирк, попробовать мороженое, наконец...»

В своем проекте «То, чем гордилась страна» «АиФ» предлагает читателям вместе разобраться, действительно ли ценности советской страны потеряны или это только вопрос нехватки пропаганды.

Свои вопросы и пожелания присылайте по адресу: 220013, Минск, Б. Хмельницкого, 10А, редакция «АиФ», с пометкой на конверте «То, чем гордилась страна» или на электронный адрес mp@aif.by.

balet-01

Пророки в своем отечестве

Кто-то считает, что успех советского балета был предопределен теми же причинами, по которым возник культ первых космонавтов и побеждавших на Олимпийских играх штангистов-тяжеловесов: государственная идеология диктовала советским гражданам необходимость быть лучшими во всех областях - современных технологиях, искусстве, физическом развитии и интеллекте. Как бы то ни было, но именно балет был визитной карточкой СССР.

08_42_03_rylatko

- Почему был? - Удивляется первый заместитель генерального директора Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь Владимир РЫЛАТКО. - Сейчас все так же. Если говорить о мировой славе, то она пришла еще до революции. Когда в Мариинском театре был поставлен спектакль «Лебединое озеро» на музыку Петра Ильича Чайковского, в истории балета произошел взрыв. Позднее советский балет подхватил и развил традиции русского балета и тогда же создал школы, колоссальные по мощности: в Москве, Ленинграде, Перми, Киеве, Минске…  Все вместе они и представляли тот самый великий советский балет, ставший примером для западноевропейской и американской школ.

- А какое место «на пьедестале» занимает белорусский балет?

- Наша балетная школа занимала и занимает очень достойное место. Ребята - выпускники Белорусского хореографического колледжа становятся самыми сильными танцовщиками на постсоветском пространстве и за рубежом. Белорусский балет дал миру немало известных имен. Например, один из ведущих сегодня артистов Европы Иван Васильев окончил наше хореографическое  училище. Стажировался у нас в театре, а потом танцевал в Большом театре в Москве, сейчас занят в Михайловском театре Санкт-Петербурга, у него постоянный контракт с Американским театром балета…  Игорь Колб, обладатель всевозможных званий, которые можно получить в России, солист Мариинского театра, тоже окончил белорусский колледж. И практически все солисты Белорусского театра оперы и балета - выпускники нашего колледжа. Так что пророки есть и в своем отечестве…

08_42_02

Таланты и поклонники

- Итак, белорусский балет остается тем явлением, которое представляет Беларусь в мире. Именно балет собирает многотысячные залы в Западной Европе… А любят ли балет соотечественники?

- Лучше всего, пожалуй, скажет статистика. Вот отчет о продаже билетов: «Щелкунчик» - стопроцентная реализация билетов, «Жизель» - 100%, «Ромео и Джульетта» - 100%. Билеты на «Лебединое озеро» раскупаются за день…

- Как известно, в крупных театрах существует клака - зрители, которые за бесплатные билеты зажигают публику, аплодируя в нужный момент…

- В очень больших театрах клака действительно существует. Но мы бесплатно никому не даем билеты. Смысла нет. Клака возникла из-за беспощадной внутренней конкуренции очень одаренных артистов, которым нужно, чтобы наиболее продолжительные аплодисменты доставались именно им. Наша публика достаточно горячо принимает. Все артисты успевают насладиться славой и зрительским признанием.

Культуру - в массы

- Театр открыл филиалы в Гомеле, Могилеве, Новополоцке. Но ведь балет никогда не был искусством «для всех». И даже во времена СССР на спектакли ездили в столицу…

- И сегодня ездят! Придите к началу спектакля - увидите, как останавливается вереница автобусов из глубинки и из них выходят нарядные семьи. Находят время, готовы оплачивать билеты, которые сегодня совсем недешевы…. Но «Национальный театр» - это не только высокое звание, но и обязанность. Мы должны быть ближе к тем, у кого нет возможности приехать в столицу. Для них мы показываем спектакли на лучших сценах, которые есть в областных и районных центрах. Но для того чтобы это стало возможным, мы увеличили состав труппы. Кстати, часть балетной труппы недавно вернулась с гастролей из Австрии и Германии…

Бизе «на базе»

- Два состава - это «ноу-хау» белорусского балета?

- Хотя в советское время «искусство принадлежало народу», если театр выезжал за рубеж, спектакли на родине прекращались. А мы сегодня можем позволить себе одновременно гастролировать за рубежом и показывать балетные спектакли для белорусского зрителя «на базе» и в областях. Представьте: только вернувшись из Германии, после полуторамесячного отсутствия балет в апреле снова уедет во Францию, потом отправится в Италию, и на все это время отечественный зритель останется без спектаклей… Большой состав труппы в такой ситуации необходим. За рубежом спрос на наш балет только растет, мы уже сегодня не в состоянии положительно ответить на все запросы.  Выбираем гастроли, прямо скажем, наиболее престижные и экономически выгодные. Гастроли - это в первую очередь поддержка артистов балета, солистов. Артист балета - специальность конвертируемая. И мы обязаны конкурировать с нашими ближайшими соседями: с варшавским балетом, литовским, украинским и российским… Чтобы эту конкуренцию выдержать, нужно обеспечивать хороший уровень заработков.

- В СССР даже в условиях сложностей с выездом некоторые талантливые артисты уехали из страны. При нынешней свободе передвижения насколько остро стоит проблема оттока артистов за рубеж?

- После распада СССР, в 90-е годы, отток был высок. Сейчас происходит обратный процесс. Многие возвращаются. Например, наш замечательный артист Юрий Ковалев работал в труппе знаменитого Бориса Эйфмана. Но вот вернулся, и у него уже есть свой проект, появились новые перспективы и возможности. Сегодня если кто-то уезжает работать за рубеж по контракту или на стажировку, то в рамках естественного процесса, который всегда есть в искусстве.

- Насколько сильна конкуренция среди артистов белорусского балета?

- Без конкуренции театр существовать не может. Он конкурирует со сценами соседей, есть внутренняя конкуренция: и сегодня, и во времена СССР - всегда. Представьте себе: премьера  одна, максимум - две. А кто будет танцевать на первой премьере? Задайте этот вопрос солистам, которые готовятся к премьере, их может быть и четверо, и пятеро, а это значит - надо быть сильней других, надо быть ярче в этой роли.  Для того чтобы доказать свой талант, свою индивидуальность, артист как минимум должен обладать качествами бойца. Безусловно, конкуренцию никто не культивирует. Но она - двигатель мастерства.

08_43_01
В швейных мастерских практически без перерыва создают и «ремонтируют» костюмы.

 

Ни шага на месте

- В советское время вы уже были первым замминистра культуры. Наверное, можете сравнивать условия для развития искусства, его настоящее и прошлое…

- В каждом историческом периоде свои плюсы и минусы, но вот вам пример. Замечательный нидерландский хореограф Иржи Килиан во времена СССР, невзирая на вполне «социалистическое» чешское происхождение, не ставился у нас ни на одной сцене, хотя был интерес к нему как к прорывному явлению в хореографии. И только недавно его «Шесть танцев» были поставлены у нас. Как бы мы ни хвалили прошедшие времена, в СССР возможности поставить такого плана балет не было.

Балет развивается. Невозможно сказать, что он достиг больших или меньших вершин. В искусстве такие оценки невозможны. Например, вы ни с кем не сравните прима-балерину советского времени Людмилу Бржозовскую. Лучше или хуже сейчас танцуют? Бржозовская - это было явление в искусстве. И Павлова была явлением в искусстве. А сегодня - Ольга Гайко… Хуже или лучше? Они все индивидуальны.

- А есть ли жизнь после балета? Что происходит с артистами после выхода на пенсию, в 38-40 лет, ведь ничего другого у них не было?

- Как правило, артисты оканчивают Академию музыки или Университет культуры, где получают профессию педагогов, репетиторов, постановщиков. Знаковые фигуры белорусского балета, безусловно, остаются в театре в качестве преподавателей, репетиторов. Преемственность - одна из мощнейших составляющих успеха. В балете, как в любой художественной школе, тонкости и секреты мастерства передают опытные артисты, как говорят танцовщики, из ног в ноги.

Вообще, именно советская культура  закольцевала работу хореографического образования и театра. Советский балет - это не одна труппа, это единая школа. И мы поддерживаем те схемы жизни, формы существования, которые родились при советской власти.

У станка

Волшебным и сказочным балет становится, когда театр зажигает огни для нарядной публики, раскрывает декорации - и на сцене начинается завораживающее действо. В остальное время слова «легкость», «чудо» или «волшебство» к балету применимы примерно так же, как к работе шахтера.

08_43_03_shemetovets- В балете чудес не бывает, - говорит Татьяна ШЕМЕТОВЕЦ, заслуженная артистка РБ, заведующая балетной труппой. - Принцами и принцессами здесь становятся благодаря почти армейской дисциплине и колоссальным нагрузкам, которые с каждым годом только растут. Сложнее становится танцевальная техника, сегодня танцовщики выполняют такие элементы, возможность исполнения которых еще несколько десятков лет назад нельзя было представить.

В 10 утра - к станку, после класса до 13-15 часов - репетиции. К 18 часам уже в хорошей форме нужно снова быть в театре, разогреваться, гримироваться, готовиться к спектаклю.

С 19 до 22 часов  - спектакль, основная работа, ради которой, собственно, трудились весь день.

Феномен балета - советского, современного - в полной самоотдаче. Строгое обучение. Жесткая дисциплина и самодисциплина. И непрерывный труд. Кроме того, современный балет требует мобильности, динамики, быстрой обучаемости. На постановку спектакля в среднем уходит два месяца. За это время нужно не только выучить свою партию, но и вжиться в роль: одной только техники исполнения мало. Балет - не спорт, это драматическое искусство. А репертуар становится все насыщеннее, появляются все новые и новые спектакли, балет задействован и в оперных постановках…

Пока такие люди…

Работа в белорусском Большом непрерывная, как на маленькой фабрике. Над «сказкой» допоздна трудятся более тысячи человек. В швейных мастерских практически без перерыва создают костюмы для премьер и обновляют гардеробы для старых постановок. Всего костюмов в оперном уже насчитывается более 20 тысяч.

08_43_04_melnikЛариса Филимоновна МЕЛЬНИК, начальница пошивочного цеха, - из тех, штучной работы, советского знака качества начальниц, способных наладить бесперебойное производство как на крупном предприятии, так и в небольшой мастерской, - уже более 50 лет работает в театре. Через ее умелые руки только в театре оперы и балета прошли десятки тысяч костюмов. А в советское время мастерские под ее руководством удовлетворяли почти все театральные потребности страны, включая художественную самодеятельность. Лариса Филимоновна считает, что успех отечественного балета - в том, что здесь нет, не было и не может быть случайных людей.

- У нас все построено на преданности общему делу и любви к своей работе. Может быть, наши мастера не получают  особых благ, но они понимают, что служат одному великому делу.  Иногда видишь на сцене результаты своего труда, и сердце наполняется гордостью. Неужели это мы сделали?

Учиться, учиться, учиться…

08_43_05_dushkevichИнесса ДУШКЕВИЧ, заслуженная артистка РБ, художественный руководитель Белорусского государственного хореографического колледжа, - та самая «белорусская Уланова», о которой зарубежная пресса писала: «Она могла бы украсить любую труппу мира»... Сегодня она готовит мальчишек и девчонок к выходу на Большую сцену.

- Обратите внимание: за сильнейшими танцовщиками мира, как правило, стоят русские или советские педагоги. Бывает, смотришь зарубежный балет - психологизм, техника исполнения такие мощные, что оторопь берет. А потом оказывается, что учителя-то наши. Наша школа. Талантливых ребят в Беларуси много. Сейчас при наборе в хореографический колледж требования гораздо более высокие, чем в советские времена: и фактура должна быть безупречной, и физические возможности.

Но все это останется просто набором природных данных, если мы не найдем способ привлекать талантливых и сильных педагогов. В балете многое меняется. Было время - ставка делалась на драматические балеты, потом - на психологические полотна (помните, критики сравнивали «Спартак» в постановке Валентина Елизарьева с великим творением Эйзенштейна «Иван Грозный»?). Сейчас популярны менее грандиозные постановки, завтра появится что-то новое… Но во все времена в основе всего - школа. И пока в хореографическом колледже будут сильные педагоги, наш балет останется на высоте.

Молодым везде у нас дорога

08_43_06_hitrova

Людмила ХИТРОВА - выпускница хореографического отделения Нижегородского театрального училища, с 2008 года солистка Национального академического Большого театра оперы и балета Республики Беларусь. Недавно Людмила вернулась с гастролей в Германии, где выступление нашего балета проходило при полных залах.

- В немецких театрах сцена расположена близко к зрителю. Я видела восторженные лица детей, людей среднего возраста, но больше всего меня впечатлили старички. Такой юный восторг в глазах, такая радость! Пожалуй, это и есть признание. По рассказам старших коллег я знаю, что советский балет выступал всегда триумфально. Думаю, что все сохранилось. В Берлине в огромном зале на 1800 мест ни одно кресло не пустовало. Я счастлива, что танцую в белорусском Большом! Сейчас в моем репертуаре много ведущих партий в классических и современных постановках - редко бывает, чтобы молодым танцовщикам давали так много танцевать. Думаю, в советское время об этом можно было бы только мечтать.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно