1981

Торговля в сети. Как осуществляется защита прав потребителей цифровых услуг

"Аргументы и факты" в Беларуси № 12 21/03/2017
Потребитель сам должен знать, покупка и продажа каких товаров запрещены.
Потребитель сам должен знать, покупка и продажа каких товаров запрещены. shutterstock.com

Количество интернет-магазинов в Беларуси за последние четыре года увеличилось более чем в два раза. В стране практически не осталось семей, которые бы хоть раз не прибегли к услугам онлайн-торговли.

Какие нарушения все чаще выявляются в сфере цифровых услуг? Что нельзя продавать в Интернете? Какие поправки в Закон «О защите прав потребителей» планируется внести в ближайшее время? На вопросы ответила начальник управления защиты прав потребителей и контроля за рекламой Министерства антимонопольного регулирования и торговли (МАРТ) Беларуси Ирина БАРЫШНИКОВА.

ПРОЗРАЧНАЯ ИНФОРМАЦИЯ

Законодательством закреплено понятие «интернет-магазин». Это информационный ресурс субъекта торговли, позволяющий осуществить заказ на приобретение или выбор и приобретение товаров без (вне) торгового объекта. По состоянию на начало 2017 года розничную интернет-торговлю в Беларуси осуществляют 8380 субъектов торговли, которым принадлежат 13 811 интернет-магазинов. Причем прирост количества зарегистрированных интернет-магазинов в 2016 году составил около 23%.

За последние годы был принят комплекс законодательных мер, обеспечивающих цивилизованные условия осуществления розничной торговли по образцам и защиту прав потребителей. В частности, Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей» и Постановление Совета министров Республики Беларусь от 15.01.2009 г. №31 «Об утверждении Правил продажи товаров при осуществлении розничной торговли по образцам» регламентируют объем и месторасположение информации, обязательной для предоставления потребителю на русском или белорусском языке.

Так, на главной странице сайта интернет-магазина должна быть информация о наименовании, месте нахождения продавца, режиме работы, дате регистрации субъекта и объекта в Торговом реестре, способах оплаты товаров. Кроме того, на сайте интернет-магазина должны присутствовать информация о наименовании, основных потребительских свойствах товаров, гарантийных сроках (при наличии), изготовителях, импортерах, гарантийных мастерских (при наличии), цене и способах доставки товаров, образец выдаваемого продавцом кассового чека.

НАРУШЕНИЯ

В 2016 году за нарушения законодательства субъектами торговли, осуществляющими розничную торговлю через интернет-магазины, министерством выдано 42 предписания, составлен 41 протокол. Нарушения чаще всего связаны с предоставлением недостоверной информации о товаре либо информации не в полном объеме.

Ирина Барышникова также напомнила о товарах, запрещенных к продаже по Интернету. К ним относятся ювелирные изделия, пиротехника, лекарственные средства, биологически активные добавки, ветеринарные средства, оружие, специализированные продукты для питания спортсменов, алкогольные напитки, семена мака, табачные изделия. «Эти знания также необходимы потребителю. Мы часто сталкиваемся с тем, что в социальных сетях предлагают лекарства, лечебные продукты питания, в действительности не обладающие этими свойствами. Покупатель должен быть защищен», – добавила начальник управления.

ПОПРАВКИ В ЗАКОН

Рабочей группой при участии МАРТ подготовлен проект Закона Республики Беларусь «О внесении изменений и дополнений в Закон Республики Беларусь «О защите прав потребителей». В частности, предусматривается запрет на истребование продавцом (изготовителем, поставщиком, исполнителем) у потребителя документа, удостоверяющего личность, при возврате денег за товар (работу, услугу).

Будет увеличен срок гарантийного ремонта с 14 до 30 дней при получении соответствующего согласия потребителя. При этом гарантийные мастерские будут обязаны осуществлять по заявке продавцов (изготовителей, поставщиков) проверку качества товара в течение трех дней со дня получения товара. Проект Закона также предусматривает право продавца (изготовителя, поставщика) на взыскание с потребителя убытков за хранение отремонтированного или прошедшего экспертизу товара по истечении двухмесячного срока со дня письменного предупреждения потребителя.

Эти и другие поправки могут быть приняты уже к концу нынешнего года.

КОГО ЗАЩИТИЛИ?

Представители МАРТ совместно с работниками исполкомов рассмотрели в 2016 году более 11,1 тыс. обращений граждан. Потребителям возмещено более 301,2 тыс. рублей материального ущерба. При этом на сферу торговли приходится 34% обращений граждан, бытовых услуг – 12%, услуг ЖКХ – 34%, иных платных услуг – 14%.

Ирина Барышникова резюмировала, что МАРТ свою задачу в сфере защиты прав потребителей видит прежде всего в достаточном и своевременном регулировании этой области и повышении уровня потребительских знаний граждан.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно