9519

Узбекистан сегодня. Автостопом из Орши до Бухары и Ташкента

№ 31 от 31 июля 2013 года 31/07/2013

Через границу

На узбекской границе, несмотря на ночь и мороз, галдели водители и пассажиры, которые уже несколько суток ждали своей очереди. В среднем, чтобы пересечь казахско-узбекскую границу, необходимо простоять в очереди около трёх суток. Но поскольку я ехал автостопом, то быстро прошел таможню пешком. Здесь я впервые увидел узбеков и таджиков с тюками и баулами. На зиму они возвращаются домой с заработков в России.

Пройдя таможню и попав в Узбекистан, мы с водителем сразу же столкнулись с осенне-зимней проблемой Узбекистана - на заправках не было бензина. После долгих поисков мы все-таки нашли заправку, на которой бензин был, но перед ней мы увидели огромную очередь машин в три (!) километра. Многие водители выходили из своих узбекских машин «Дэу Нексия» и удивленно провожали взглядами наши «Лексусы». Позже я узнал, что в Узбекистане действуют очень высокие пошлины на импортные машины, поэтому люди имеют возможность покупать только отечественные автомобили, и многие из них никогда в жизни не видели иномарок.

Поскольку стоять в трехкилометровой очереди было бессмысленно, мы поехали дальше. В другом городе на заправке бензина также не было, но оказалось, что в условиях дефицита владелец заправки обычно дает взятки чиновникам, а затем скупает всю партию бензина и перепродает его в два раза дороже буквально за углом.

Здесь же мои спутники обменяли деньги. Самая большая купюра Узбекистана - 1000 сумов, поэтому за $100 мне дали внушительную пачку в 280 купюр (280 000 сумов). Официальный курс ниже рыночного на 30%, менять на рынках считается незаконным, и турист обязан идти в банк, где после обмена выдают сертификат формата А4, подтверждающий, что гражданин такой-то «действительно обменял иностранную валюту на узбекские сумы». Эту бумагу нужно представить вместе с другими документами при выезде.

Бухара без света

Я приехал в Бухару только поздно вечером. Фонари не горели, и я шёл вдоль дороги, слабо ориентируясь в темноте, стараясь отыскать нужный мне дом.

- Это нормально, когда зимой свет отключают. По крайней мере, мы к этому уже привыкли, - сказал мой знакомый Арслан, зажёг свечу и провёл меня в комнату, - хуже, когда газ отключают, к этому мы зимой привыкнуть никак не можем.

- А почему свет и газ отключают? - спросил я.

- А кто их знает, экономят. Вчера нам, так сказать, уже официально объявили, что будут перебои с электричеством и газом: мол, не удивляйтесь. Не знаю - когда заморозки пойдут, наверное, будем в шапках и чапанах спать. В Бухаре и Самарканде с газом всегда зимой проблема.

С мобильника я прочитал в Википедии об Узбекистане. К большому своему удивлению, я узнал, что это одна из богатейших стран Азии.

- А вы знаете, что Узбекистан занимает 11-е место в мире по добыче газа? - спросил я у Арслана. - А у вас его зимой отключают!

- Знаю, знаю, но я же его не добываю, поэтому приходится иногда мёрзнуть. Буду сегодня весь вечер печку смотреть: фитиль еле-еле горит, а то вдруг погаснет - и газ пойдет в дом, - сказал Арслан.

Широкой свадьбе было места мало

На зиму узбеки едут домой с заработков в России. Это именно та пора, когда каждый возвращается в родной кишлак, чтобы отремонтировать и покрасить дом, сыграть свадьбу, хорошо погулять и отдохнуть.

Свадьба, конечно, - самое затратное мероприятие и обходится в среднем в $8000. Семья жениха готовится к ней заранее, откладывая деньги несколько лет. В каких бы отношениях семья жениха ни была с соседями, нужно приглашать весь кишлак и заранее ожидать, что придут 600-800 человек, а может быть, и больше тысячи - хотя бы из любопытства, чтобы сравнить, на какой свадьбе было богаче угощение. Мой знакомый Мухаммед  готовил свою собственную свадьбу в конце декабря. На вопрос, сколько ему на это понадобилось денег, он ответил:

- Ты смотришь на нас и спрашиваешь, как при средней зарплате в Узбекистане меньше $100 нам удается делать такие дорогие свадьбы? Я, например, отложил всего $2000, столько же дадут мне родители, и еще один дядя подарит, а другой дядя сказал, что поможет, и уже заплатил за ресторан и еду на всех приглашенных. Пока что у меня 120 человек близких людей, но приглашать я буду всех, думаю, что будет не меньше 800 человек. Так здесь принято.

Внимание: интурист!

Вас неприятно удивит ценовая дискриминация при посещении музеев, а также назойливая просьба оплатить фотосъемку в любом узбекском музее по цене входного билета. Иностранцам за билет в музей нужно платить в 10-20 раз больше. Разделение людей на богатых интуристов и местных - это самая заметная черта Узбекистана, проявляющаяся во многих сферах, начиная с обслуживания в кафе или гостинице и заканчивая покупкой билетов в кассе и проездом на такси.

В кассе на площади Регистан у меня потребовали купить билет в 20 раз дороже по специальному тарифу для иностранцев! Вход в Гур-Эмир (мавзолей Тамерлана) стоил в 10 раз дороже. После трудного дня, полного борьбы против ценовой дискриминации, я решил зайти в мечеть Хазрет-Хызр, с балкона которой открывается прекрасный вид на город. Из подсобного помещения вдруг выскочила билетер и стала требовать купить билетик. Получив деньги, она снова скрылась в подсобке. Оказалось, что Хазрет-Хызр - давно не мечеть, а обычный музей, поэтому подумать о Боге не удалось. Сложилось впечатление, что реставрацию сделали специально для того, чтобы водить сюда интуристов.

Узбекистан - очень колоритная страна, но в последнее время она становится всё более и более рассчитанной на интуристов, как их называют местные. И не зря: туристов возят в дорогие рестораны и предлагают ночевать в фешенебельных отелях со стоимостью номера, эквивалентной месячной зарплате, а вход в музеи для иностранцев стоит иногда в разы дороже, чем для местных.

Но до сих пор в Узбекистане сохранились простые столовые, которые готовят не за валюту, а на совесть, в них питаются местные жители. Именно там вы можете попробовать настоящий узбекский плов, лагман, шурпу, шашлыки.

Люди в Узбекистане по-прежнему достаточно гостеприимны, готовы пригласить вас к себе в гости, познакомить с семьёй, приготовить для вас вкусный ужин, рассказать о себе и познакомить с местными традициями. И, возможно, тот, кто примет такое случайное приглашение, будет очарован узбекским гостеприимством, проникнется богатством и историей этой культуры.

Александр КОЗЛОВСКИЙ

СПРАВКА

 По доказанным запасам нефти и газа Узбекистан занимает 7-е место в мире, по добыче природного газа – 11-е. Ежегодная добыча газа — 60-70 млрд м3, ежегодная добыча нефти - 3,5 млн тонн.

 По запасам золота – 4-е место в мире, а по уровню его добычи – 9-е, около 80 тонн золота ежегодно.

 По экспорту хлопка – 3-е место в мире, по производству – 6-е. В 2011 году был рекордный урожай зерновых - около 6,8 млн т.

Также вам может быть интересно