1153

Внятный отпор. Дискуссия вокруг слов Константина Райкина про цензуру

"Аргументы и факты" в Беларуси № 48 29/11/2016
Запрет цензуры  - это величайшее событие векового значения в художественной, духовной жизни страны…
Запрет цензуры - это величайшее событие векового значения в художественной, духовной жизни страны… АиФ

На прошедшем в конце октября Всероссийском театральном форуме художественный руководитель театра «Сатирикон» Константин РАЙКИН во всеуслышание заявил о возвращении цензуры в сферу культуры. Его выступление вызвало широкую дискуссию.

Зеркало для власти

«Меня очень тревожат те явления, которые происходят в нашей жизни. Эти, так сказать, «наезды» на искусство и на театр в частности. Эти совершенно беззаконные, экстремистские, наглые, агрессивные заявления, прикрывающиеся словами о нравственности, морали и вообще всяческими благими и высокими словами: «патриотизм», «Родина» и «высокая нравственность». Вот эти группки якобы оскорбленных людей, которые закрывают спектакли, закрывают выставки, нагло себя ведут, к которым как-то очень странно власть нейтральна – дистанцируется от них… Мне кажется, что это безобразные посягательства на свободу творчества, на запрет цензуры. А запрет цензуры  - это величайшее событие векового значения в художественной, духовной жизни нашей страны… Я вижу, как явно чешутся руки у кого-то все изменить и вернуть обратно. Причем вернуть нас не просто во времена застоя, а в еще более давние времена – в сталинские времена. Потому что с нами разговаривают наши начальники таким лексиконом сталинским, что просто ушам своим не веришь!..

КСТАТИ
Многие деятели культуры высказали здравое мнение, что подобные конфликты нужно решать в суде, а не на баррикадах. Если театр, с точки зрения какого-то частного лица, учредителя или журналиста, выходит за рамки правового поля, необходимо обращаться в суд и просить о назначении экспертизы.
Умная власть платит искусству за то, что искусство перед ней держит зеркало и показывает в этом зеркале ошибки, просчеты и пороки этой власти. А не за то, как говорят нам наши руководители: «Мы вам платим деньги, вы и делайте что надо». Что же мы отказываемся от завоеваний? Что же мы иллюстрируем Достоевского, который говорил: «Только лиши нас опеки, мы тут же попросимся обратно под опеку»?» - высказался Константин Райкин. Досталось от него и Русской Православной церкви: «И церковь наша несчастная, которая забыла, как ее травили, уничтожали священников, срывали кресты и делали овощехранилища в наших церквях, начинает действовать такими же методами сейчас».  В конце речи он предложил театральной общественности «объединиться и очень внятно давать отпор» этим явлениям.

Опираться на профессионалов

Своего коллегу поддержал худрук Театра наций Евгений МИРОНОВ: «Что делать с невежеством и агрессией, количество проявлений которых переросло в качество? Мне кажется, что выход один: объединиться в профессиональное сообщество, куда должны войти люди с безупречной репутацией, всей своей жизнью доказавшие свою компетентность, взявшие на себя ответственность перед государством за большие творческие коллективы.  Нужно, чтобы общество в каждой сфере деятельности научилось опираться на ответственных профессионалов, а не праздных невежд».

Повернуть народ

Журналист Владимир ПОЗНЕР высказался еще более остро: «Голос народа далеко не всегда достоин уважения: немецкий народ поддерживал Гитлера, советский народ требовал для «врагов народа» собачьей смерти, хотя эти люди ни в чем не были виноваты. История показывает, что власть, если того захочет, поворачивает народ именно туда, куда ей надо. И народ - совсем плохой судья, когда речь идет об искусстве. Вспомните, как шельмовали великих Прокофьева и Шостаковича, Пастернака и Ахматову при полной и весьма горячей поддержке народа».

Официально

Министерство культуры РФ в лице замминистра Александра ЖУРАВСКОГО высказал мнение, что «со стороны ведомства не оказывается никакого давления на деятелей искусства», что «Минкульт не вмешивается в художественную деятельность».  Последовала реакция и пресс-секретаря президента России Дмитрия ПЕСКОВА: «Как таковая цензура недопустима. При этом необходимо четко дифференцировать те постановки и произведения, которые создаются за государственные деньги, и те, которые создаются с привлечением каких-либо иных источников финансирования. Если государство выделяет средства, то оно вправе обозначать тему», - сказал  Песков, уточнив, что последнее цензурой никак назвать нельзя.

Чьи деньги?

На это возразил известный кинорежиссер Андрей ЗВЯГИНЦЕВ: «Они (госчиновники. – Ред.) с какой-то удивительной легкостью изъяли из своего сознания простую и очевидную мысль, что это не их деньги, а наши. Пока вы исполняете волю народа, получая зарплату из народных денег, пока вы - такие же, как и мы, граждане страны, помогайте свободным художникам осуществлять свою деятельность, а не мешайте им».

На это Песков возразил, что «чиновники не относятся к этим деньгам как к своим, а распоряжаются деньгами государства в интересах этого самого государства».

Позиция РПЦ

Причиной шумихи действительно во многом стали случаи закрытия спектаклей и выставок из-за якобы «оскорбления чувства верующих». Но позиция верующих не равняется позиции РПЦ. К примеру, когда в 2012 году в Ростове-на-Дону некая «общественность» требовала запрета рок-оперы «Иисус Христос – суперзвезда», что, кстати, продолжается в ряде регионов РФ и по сей день, пресс-секретарь главы Донской митрополии РПЦ предельно четко высказался по этому поводу: «Частное мнение частных лиц преподносится от имени православных христиан. В советское время таким же образом создавались обращения «от лица всего прогрессивного человечества». Любые «инициативные группы», «православные активисты», «христианская общественность», которые собираются выступить от имени христиан, в первую очередь должны заручиться благословением епископа. Для православного христианина подобные произведения - это площадка для искусствоведческих, богословских и литературных дискуссий, а не предмет запрета и прокурорских разбирательств. Очевидно, что во время информационной истерии вокруг Церкви подобные требования «запретить и отменить» – лучший подарок тем, кто выставляет Церковь в неприглядном виде».

Похожее мнение высказал и глава Синодального отдела Московского патриархата по взаимоотношениям Церкви с обществом и СМИ Владимир ЛЕГОЙДА, который отметил, что трактовку сюжета рок-оперы  нельзя считать оскорблением святыни. «Между кощунственным и неканоническим изображением святыни - пропасть, которая незаметна только культурно близорукому человеку», - подчеркнул он.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно