1193

Наша общая история. "Со временем учебники меняются, и это нормально"

"Аргументы и факты" в Беларуси № 6. "АиФ" в Беларуси" - 25! 06/02/2018

Один из организаторов выставки, историк Роберт ЛАТЫПОВ из Перми отметил: «Именно в школьных учебниках концентрируется национальная память, которую государство и общество передают молодому поколению. Посетителям выставки представляется уникальный шанс ознакомиться с тем, как историю об одних и тех же важных событиях преподают и трактуют в разных странах».

Интернациональная команда авторов проекта проанализировала огромное количество текстов: 6 российских учебников истории, 7 литовских, 3 итальянских, 4 немецких. «Но надо понимать, что с течением времени политическая конъюнктура и подходы к историческим событиям меняются, поэтому меняются и учебники, в частности, истории. И это нормально. Например, в начале 2016 г. в школы поступили новые партии учебников, которые не вошли в экспозицию», - сказал Роберт Латыпов.

Идея проекта

Выставка уже демонстрировалась в ряде стран, например, в Чехии. Посол Чешской Республики в Беларуси Милан ЭКЕРТ, говоря об идее проекта, подчеркнул: «Я верю, что сравнение одних и тех же исторических событий с разных точек зрения может, хотя и не обязано, помочь лучшему пониманию недавнего прошлого так, как его рассматривают в разных странах и интерпретируют в учебниках истории. Важно, однако, что мы можем сравнивать, размышлять и, прежде всего, не забывать о том, что история принадлежит всем нам - как сегодня, так, в первую очередь, и в будущем».

Понятный опыт

Посол Федеративной Республики Германия в Беларуси Петер ДЕТТМАР на открытии выставки обратил внимание, какую важную роль играют школьные учебники в научном, политическом и образовательно-практическом аспекте благодаря их сжатому и каноническому характеру. «Так как школьные учебники содержат знания, которые одно поколение стремится передать другому, они зачастую становятся политическим инструментом либо могут им стать, - сказал дипломат. - Школьные учебники могут поддерживать вражду и предрассудки и в то же время способствуют примирению и взаимопониманию». По мнению Петера Деттмара, различные воспоминания иногда разделяют нации и народы вместо того, чтобы объединять их. «Опыт, с которым связаны воспоминания, должен быть понятен и тому, кто такого опыта и таких воспоминаний не разделяет, - считает дипломат. - Память о болезненном опыте прошлого часто создает барьеры для совместных действий. Обмен воспоминаниями, прежде всего противоречащими друг другу, должен установить взаимопонимание и на этой основе открыть перспективу для общего будущего». Посол также рассказал о том, что в Германии небольшую нишу в ассортименте школьной литературы занимают учебники, созданные авторскими коллективами смешанного национального состава, но при этом они имеют высокую инновационную значимость.

Совместные усилия

О важности совместной работы в области истории сказал и первый советник посольства Республики Польша в Беларуси Мартин ВОЙТЕХОВСКИ: «В 2006 году по инициативе министров иностранных дел Польши и Германии была выдвинута идея о создании совместного польско-немецкого учебника истории: его первый том «Европа - наша история» был представлен в июне 2016 г., всего планируется издать 5 томов, над чем сейчас работают ученые. Благодаря совместным усилиям Польши и России несколько лет назад было напечатано прекрасное монументальное и актуальное издание про польско-российские отношения ХХ века. Есть опыт работы и с другими странами, в том числе с Беларусью».

Краткий анализ преподавания истории военного периода…

в России

Ученики должны понимать роль СССР во Второй мировой войне, включая знания об основных этапах и крупнейших сражениях. Программа включает изучение вклада СССР в освобождение Европы и роли советского генерала Георгия Жукова; советского тыла в годы войны; партизанского движения, роли СССР в антигитлеровской коалиции, итогов Великой Отечественной войны.

в Польше

В соответствии с учебной программой базового уровня Вторая мировая война изучается в рамках как мировой, так и польской истории. От учащихся требуется понимание общего исторического контекста: хода войны, Холокоста, значения Ялтинской, Потсдамской, Тегеранской конференций. Они также должны уметь оценивать политику союзников в отношении Польши, польское и еврейское Сопротивление.

в Германии

Все учебники стремятся развивать способность учащихся делать самостоятельные выводы и формировать собственное мнение, взвешивая и анализируя различные точки зрения на вопрос. Например, пропагандистские «мирные» речи Гитлера противопоставляются его тайным выступлениям и письмам. Анализ преступлений вермахта проводится на основании свидетельств жертв. Сопоставляя различные объяснения возникновения нацизма, ученики должны составить собственное независимое мнение на основе проведенного анализа.

в Чехии

История преподается не как простое описание событий и их последствий, а так, чтобы ученики в первую очередь учились задавать вопросы. Цель обучения - не столько в презентации неизменного набора исторических фактов, сколько в воспитании исторической грамотности учеников и, как следствие, в сохранении непрерывности исторической памяти, особенно это касается новейшей истории.

в Литве

Стандарт, установленный Общими программами для начального и среднего образования, предполагает, что учащиеся приобретают знания и аналитические навыки, помогающие определить причины и отличительные особенности Второй мировой войны; сформировать собственное понимание преступлений против человечности, совершенных во время войны, в особенности Холокоста.

в Италии

Темы, обязательные для изучения в рамках курса истории в выпускном классе школы: формирование западного общества; эпоха Джолитти; Первая мировая война и ее последствия; Октябрьская революция и СССР - от Ленина до Сталина; фашизм; кризис 1929 г., его влияние на США и другие страны; нацизм; Холокост и другие акты геноцида в ХХ веке; Вторая мировая война; история Италии от фашизма до Сопротивления, установление республиканской демократии.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно