0 348

Споры о театре. Когда заниматься искусством, а когда - выживать?

Традиционно в дни проведения форума «ТЕАРТ» критики, режиссеры, чиновники попытались представить свою точку зрения на то, какой театр нужен и интересен белорусским зрителям.

Иностранных критиков впечатлил спектакль «На дне» Могилевского театра кукол.
Иностранных критиков впечатлил спектакль «На дне» Могилевского театра кукол. © / АиФ

Споры о том, каким должен быть современный театр, не затихают. Традиционно в дни проведения форума «ТЕАРТ» критики, режиссеры, чиновники попытались представить свою точку зрения на то, какой театр нужен и интересен белорусским зрителям.

Определенный срез спектаклей, за которые белорусскому театру не стыдно, можно было увидеть в белорусском шоукейсе. Куратор белорусской программы, театральный критик Людмила ГРОМЫКО рассказала об отобранных постановках: «Прежде всего в программе «Belarus Open» представлены спектакли, которые не являются «заложниками» планов по количеству зрителей и появились вопреки им. Это спектакли, в которых отсутствуют антрепризные акценты. К сожалению, сегодня в погоне за комедиями на больших сценах, которые, казалось бы, не должны этим заниматься, они стали часто появляться, а это оглупляет зрителя. Но в белорусском шоукейсе нет подобных постановок. В целом в наших театрах сегодня не знают, как найти путь к зрителю и как зарабатывать деньги: спектаклями высокого художественного уровня или комедиями, билеты на которые все равно продаются плохо, потому что конкурировать со всевозможными шоу на телевидении бесполезно. Театр в каком-то смысле заблудился…»

Фото: АиФ

Консультант отдела профессионального искусства управления искусств Министерства культуры Республики Беларусь Виктория КУКСЕНКОВА в свою очередь проинформировала, какие требования предъявляют к театральной сфере госорганы, курирующие ее. Формулировка звучит обобщенно: «Прежде всего, спектакль должен быть произведением театрального искусства, соответствующим критериям профессиональности. Критики видят в постановках свое, зрители - свое…» На вопрос, что вкладывается в понятие «произведение театрального искусства», Виктория Куксенкова ответила: «То, что традиционно вкладывается в эту науку». При этом представитель Минкультуры обратила внимание: «Есть много примеров, когда на очень хорошую постановку зритель почему-то ходит редко, и наоборот: ординарный спектакль пользуется любовью. Снимать или не снимать такие спектакли? Театрально-зрелищные организации абсолютно самостоятельны в выборе своего репертуара и принятии решений о дальнейшей судьбе спектаклей. Как правило, из репертуара списывают те постановки, которые окончательно утратили свою востребованность. Такого, чтобы списали новый спектакль, на который не очень хорошо ходит публика, не было, это нонсенс».

В чем успех?

По мнению председателя правления ОАО «Белгазпромбанк» Виктора БАБАРИКО, критерий успеха театральной постановки весьма прост: «Спектакль обязательно нравится режиссеру, его семье. Жена, дети обняли - успешный спектакль! Появился спонсор - еще раз успешный. А понравился жене и спонсору - два раза успешный! Но вопрос в следующем: а где вы хотите быть успешными? В научном мире есть понятие «индекс цитируемости», то есть как много людей рассказывают об успешном спектакле и где они при этом находятся. Поэтому мое мнение: критерий успешности любого дела - индекс цитируемости. Продукт - индекс потребления. Чем больше люди покупают, тем более успешен продукт. Если круги, говорящие об успехе, ограничиваются государством, замечательно - это внутренний интерес. Но мне хотелось бы понять: какой круг интересен белорусским режиссерам? Где они хотят иметь успех - у себя в семье или в мире? Принципиально важно, что на «ТЕАРТе» расширен круг для оценки спектаклей вне Беларуси. К нам приезжают критики из разных стран, которые, посмотрев постановки, могут поделиться своим мнением: хорошо это или плохо. И мы как спонсоры делаем ставку на те спектакли, которые будут интересны вне Беларуси. Если то, что сделано у нас, будет цитироваться за пределами страны, значит, круг успеха намного шире. Простой пример: если какой-то белорусский спектакль оценит отборщик, например, Эдинбургского фестиваля, зрителей на этой постановке  будет очень много…»

Фото: АиФ

Главный режиссер Могилевского областного драматического театра Саулюс ВАРНАС обратил внимание: сегодня в мире очень часто поднимают вопрос, каким должен быть театр, о чем он должен рассказывать: «Современный театр в сложном положении, потому что находится на перепутье: когда заниматься искусством, а когда - выживать и ставить спектакли, чтобы зритель ходил массово. К сожалению, зрителей, которые склонны трудиться во время спектакля, вести активный диалог, с каждым годом все меньше. Публика хочет легких зрелищ, и такая тенденция - не только в Беларуси. В Литве, например, то же самое. А в Германии этот вопрос решили по-своему: кассовых спектаклей, которые есть в репертуарах наших театров, там в государственных театрах не увидишь. Из бюджетных средств финансируются только постановки серьезных пьес, иначе деньги выделяться не будут. Поставить дешевую драматургию могут себе позволить только частные театры».

Нашли ли присутствующие ответ на поставленный в начале дискуссии вопрос? Вряд ли. И это свидетельствует о том, что поиски будут продолжаться…

Материал подготовлен: www.aif.by

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2020 году

Актуальные вопросы

  1. Как будут расти цены на ЖКУ в следующем году?
  2. Чем симпатия отличается от эмпатии?
  3. Что делать, если любые попытки поговорить с мужем заканчиваются ссорой?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by