На выставке в Национальном историческом музее Республики Беларусь представлены иллюстрации к поэме Данте Алигьери «Божественная комедия», которые создал Сальвадор Дали к празднованию 700-летия итальянского поэта.
Сто оригинальных графических работ, представленных на выставке, привезены из частной итальянской коллекции. Партнер выставки - еженедельник «Аргументы и факты» в Беларуси.

На открытии выставки Чрезвычайный и Полномочный Посол Италии в Беларуси Стефано БИАНКИ рассказал, что работа над иллюстрациями Дали была под угрозой.
Когда итальянское правительство сделало заказ Сальвадору Дали на иллюстрации юбилейного выпуска «Божественной комедии», некоторые отнеслись к этому критически: неужели великую итальянскую поэму будет иллюстрировать испанский художник?
Правительство Италии отозвало заказ, но Сальвадор Дали решил продолжить работу и выполнить весь цикл иллюстраций.
«Благодаря его настойчивости у нас есть возможность видеть эту уникальную коллекцию графики, - комментирует Стефано Бианки. - В Минске представлена одна из самых известных коллекций иллюстраций к поэме «Божественная комедия».
Иллюстрации Дали «Божественной комедии» признаны лучшими произведениями художника в области книжной графики и лучшими иллюстрациями бессмертной книги Данте. Ценное дополнение выставки и коллекции - титульный лист «Божественной комедии» 1965 года выпуска с рисунком шариковой ручкой и подписью Сальвадора Дали.
В 1965 году увидело свет юбилейное издание «Божественной комедии» Данте с иллюстрациями Сальвадора Дали. В течение пяти с лишним лет гравер Раймон Жаке с ассистентом вручную вырезали до 3,5 тысячи досок, которые были уничтожены после печати тиража. Сальвадор Дали лично контролировал процесс создания пластин, проверяя и утверждая каждую из них. Работа над ксилографиями была окончена в 1963 году, а годом позже «Божественная комедия» с иллюстрациями Дали была сдана в печать.
Появлению графических работ предшествовала серия акварелей, которую итальянское правительство заказало Дали в 1951 году, к празднованию 700-летия Данте. Художник работал девять лет и создал по одной иллюстрации к каждой тысяче строк поэта. Верный своей манере Дали не следует за текстом «Божественной комедии», но в описаниях ада, чистилища и рая его больше всего привлекает фантастическое. Отреагировав в конце 1930-х годов на общий поворот в сторону классики, художник все же сохранил верность сюрреалистической образности и не отказался от приемов принесших ему известность. Он опять пользуется сюрреалистическим словарем, к созданию которого приложил свою руку.
К выставке подготовлена сопроводительная программа образовательного характера, где специалисты расскажут о наследии Данте, состоятся чтения «Божественной комедии», просмотры фильмов и лекции, посвященные интерпретации книги в других видах искусства, а также личности Сальвадора Дали и процессу создания иллюстраций и другие встречи.
Информационный партнер выставки – еженедельник «Аргументы и факты» в Беларуси.