0 110096

Ни мужа, ни детей, ни кино. Как закатилась звезда актрисы из фильма «Цыган»

Спилась, ушла в монастырь, нищенствует, бомжует… Чего только не писали о Матлюбе Алимовой, сыгравшей Настю в фильмах «Цыган» и «Возвращение Будулая»!

Матлюба Алимова в фильме «Цыган» (1979).
Матлюба Алимова в фильме «Цыган» (1979). © / Кадр из фильма

За развитием отношений Клавдии и Будулая – Клары Лучко и Михая Волонтира – с придыханием следила вся страна. Ну как же: донская казачка влюбилась в цыгана! На страстном мелодраматическом фоне могли затеряться даже звезды советского экрана - Майя Булгакова, Нина Русланова, Иван Рыжов, Владимир Заманский. Не говоря уж о начинающих актерах… 

Однако талант режиссера Александра Бланка (за 25 лет он и снял-то всего 9 фильмов, среди которых самые яркие - два мини-сериала о судьбе Будулая) дал в полной мере раскрыться всем участникам киноэпопеи. Яркой красавице с выразительными серо-зелеными глазами и точеной фигурой Матлюбе Алимовой – исполнительнице роли цыганки Насти – особенно. Природные внешние данные и уроки учителя Алексея Баталова во ВГИКе добавили ей сразу столько очков, что цыгане всего Советского Союза признали актрису своей. Издалека увидев Матлюбу, тут же подходили, заговаривали на цыганском языке. И очень удивлялись, что она не понимает. А Алимова даже узбекского не знает, хотя по папе – узбечка, родилась и выросла в Андижане.

«Ну, ты хоть переспала с Высоцким?» 

Справедливости ради, «Цыган» не был первой работой Матлюбы Алимовой. После окончания института выпускницу сначала пригласил в «Маленькие трагедии» Михаил Швейцер – в трехсерийном фильме к большому юбилею Пушкина снимался весь цвет отечественного кинематографа, последнюю роль сыграл Владимир Высоцкий. И такие страсти у Лауры и дона Гуана кипели на площадке, что странно было бы не заподозрить коллег в служебном романе. Матлюба называла Высоцкого на «ты», хотя для большинства он был исключительно «Владимиром Семеновичем». А уж когда актер пригласил дебютантку на свой концерт и заехал за ней на «Мерседесе», сомнений просто ни у кого не осталось. Сама Матлюба о слухах узнала позже. И сильно разочаровала тех, кто, без стеснения спрашивал: «Ну, ты с ним хоть переспала?..» В работе они были на равных, никакого снобизма дебютантка в звезде не увидела. И для нее он так и остался большой планетой по имени Высоцкий. Теплой. И недосягаемой. 

Матлюба Алимова в фильме «Маленькие трагедии» (1979)
Матлюба Алимова в фильме «Маленькие трагедии» (1979)

Муж оказался ревнивцем, деспотом

Личная жизнь Матлюбы поначалу была такой же яркой, как начало ее карьеры в кино. Во ВГИКе она встретила Мурата Ахметова с режиссерского курса. Год длился конфетно-букетный период - парень едва ли не пылинки сдувал с любимой. Был нежным, заботливым. Лучшего мужа не найти, думала Матлюба. Но уже в день свадьбы засомневалась. И с большим трудом выдержала три года семейной жизни, в которой было и битье посуды, и вскрытие вен благоверным... Все общежитие ВГИКа следило за отношениями полуузбечки и полуказаха. Мурат оказался не просто чудовищным ревнивцем – в бетонном столбе мог увидеть соперника, но  и настоящим деспотом, который замучил жену беспричинными подозрениями и скандалами... «А я по натуре верная и преданная. До неприличия. Даже мысли дурной не допускала», - будто оправдывалась потом Матлюба. 

Матлюба Алимова в фильме «В стремнине бешеной реки» (1980)
Матлюба Алимова в фильме «В стремнине бешеной реки» (1980)

Первый – студенческий – брак оказался для нее и последним. Нет, разумеется, у эффектной женщины были еще отношения с мужчинами, и даже длительные. Но порог загса актриса больше не переступала. И детей ни от одного из партнеров так и не родила. Несколько абортов, сильное охлаждение на съемках сделали свое черное дело…

Да и с карьерой после саги о Будулае не заладилось. Два фильма по четыре серии, растянувшиеся на несколько лет, конечно, позволили Алимовой насладиться славой. Была она такая, что многим, как говорится, «…и не снилось». 

А потом грянули 1990-е. И Матлюба исчезла с экранов. Изредка поступали невнятные предложения, что-то даже выходило в свет. Но… И картины между «Цыганом» и «Возвращением Будулая», и работы после – все меркло в тени цыганки. Долгое время зрители даже звали актрису Настей. Даром, что еще трижды Матлюбе пришлось сыграть в кино… цыганок. Ох уж эти режиссерские стереотипы!

Маленькая «однушка» и большая вера

Не зная узбекского, какое-то время Алимова пыталась работать на местной киностудии в Ташкенте. Потом бросила все – рванула в Москву, к сестре (другая с матерью обосновалась в Твери). В надежде вернуться в настоящее кино. Но с работой не вышло. Да и от сестры пришлось съехать. Матлюба жила у племянника, в келье при храме – в состоянии страшной депрессии актриса приняла крещение. Православная вера и спасла от отчаянных поступков. 

Вернувшись в Ташкент, Матлюба случайно нашла себя в реставрации старинных сюзане. Но мыслей о кино никогда не оставляла. Однажды даже приехала на российский кинофестиваль, с ностальгией вспоминала былое. Но ничего более обнадеживающего, чем крошечная роль татарки-служанки в «Тарасе Бульбе» Владимира Бортко, у актрисы в последние годы не случилось. Да и тот больше ее в свои картины не приглашал.

Когда-то у Матлюбы Алимовой была страстная любовь, всесоюзная слава, блестящие перспективы. Сегодня - только маленькая «однушка» в Ташкенте. И большая вера. Она очень хочет сниматься в хорошем кино. И… жить в России.

Матлюба Алимова.
Матлюба Алимова. 2000 год. Фото: РИА Новости/ Борис Кауфман

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка


Актуальные вопросы

  1. В чем отличие такси от аренды авто с водителем?
  2. Почему хлеб попал в немилость к диетологам?
  3. Правда ли, что сахар улучшает работу мозга и поднимает настроение?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by