14:57 05/06/2017 Виктория Джухунян 0 496

Читают все! Многие о книжных новинках узнают из газет, а не из Интернета

Книжные магазины за рубежом и в странах экс-СССР, чтобы привлечь и удержать избалованных покупателей, превращаются в культурно-развлекательные центры.

Отказываться от печатной книги глупо.
Отказываться от печатной книги глупо. © / shutterstock.com

Еще несколько десятков лет назад купить хорошую книгу было сложно. Книги «доставали» по «блату», выменивали на макулатуру. Очереди на подписные издания стояли годами. Какие книги мы читаем сегодня, когда любая литература  - в свободном доступе? И нужна ли вообще печатная книга, если в Интернете можно найти что угодно, зачастую бесплатно? Как привить любовь к чтению? На эти темы «АиФ» поговорил с директором книжного магазина «Академкнига» Ольгой ГЛУХОВСКОЙ.

Книжные магазины за рубежом и в странах экс-СССР (некогда самых читающих в мире), чтобы привлечь и удержать избалованных покупателей, превращаются в культурно-развлекательные центры. В магазинах есть кофейни, кафе для дегустации вин, детские комнаты, секции игрушек и большие отделы мультимедиапродукции. Также там проводятся встречи, автограф-сессии с известными людьми из мира литературы, искусства и политики. Белорусским книжным магазинам до такого пока еще далеко, хотя первые шаги в этом направлении уже делаются.

В ТЕМУ
Началом отсчета истории книжного магазина стал 1976 год, когда в бывшем помещении библиотеки «Юность» после реконструкции была открыта легендарная «Академкнига». После распада СССР магазин «Академкнига» переживал не лучшие времена: все связи с другими республиками Союза были разрушены, прекратилось финансирование. Все учились жить по-новому: каждый выживал как мог. В какой-то момент в магазинах не было книг, приходилось торговать другими товарами. Площади магазина «Академкнига» сдавались в аренду предпринимателям. В магазине торговали бытовой техникой, шубами, а книжный отдел был совсем маленьким и продавал неликвидные издания. Позже ситуация стала налаживаться. «Академкнига» перешла в ведение Национальной академии наук РБ. Сегодня магазин входит в тройку лидеров среди книжных магазинов.

И книги, и семена

- На протяжении последних 20 лет из-за падения интереса покупателей к печатным книгам книжные магазины стремятся к универсальности - теперь в одном месте зачастую можно купить все: книги, открытки, подарки, сувениры, детские игрушки и даже семена. Отчасти это связано с появлением главных конкурентов - интернет-магазинов, в которых, кстати, и цены ниже.

Конечно, мы не живем на Луне, экономический кризис отражается и на нас. А книги - это не товар первой необходимости. Но, несмотря на это, «Академкнига» не намерена становиться универсальным магазином. «Академкнига» - это бренд, который известен не только в Беларуси, но и за ее пределами. Нам удалось сохранить тот формат, в котором магазин существовал во времена СССР. Но в то же время мы понимаем, что сегодня, чтобы привлечь людей, необходимо развиваться, подстраиваться под вкусы читателей. Так, мы пробуем стать культурной площадкой: у нас проходят встречи с авторами, автограф-сессии.

Где белорусское?

- С художественной литературой в Беларуси все хорошо: у читателя есть выбор. Вместе с тем люди стали покупать меньше книг для легкого чтения. В нашем магазине, например, перестала пользоваться спросом Дарья Донцова. А вот продажи белорусских книг все время растут. Очень популярны отечественные авторы. Среди лидеров - Светлана Алексеевич. Как бы ни пытались отделить ее от белорусской литературы, но это наш автор.

Большой интерес у читателей - к краеведческой литературе. Частые гости в магазине - туристы из Польши, Литвы. Они знают, что у нас много книг по истории их стран. А вот спрос на книги для вузов пока падает.

Кстати, среди наших покупателей много читателей, которые не пользуются Интернетом, но читают газеты: оттуда и узнают о новых книгах. Интересно, что пожилые люди приходят к нам не только за книгами о саде и огороде - их интересуют серьезная литература, связанная с историей, культурой Беларуси, технические издания.

А еще нам не хватает книг на белорусском языке: развивающих изданий для самых маленьких, литературы для тех, кто изучает белорусский язык. Также хотелось бы, чтобы у нашего покупателя был выбор: купить «Анну Каренину» на языке оригинала или на белорусском.

О вкусах спорят

- Сложно говорить о вкусах наших покупателей. Ведь чтение - это настроение, состояние души. Иногда литературу надо воспринимать как такое же увлечение, как компьютерная игра, общение в соцсетях, просмотр художественных фильмов. Это определенный способ проведения досуга. Сегодня я читаю философскую книгу, а завтра уже беру в руки «50 оттенков серого». Вот раньше с гордостью говорили: «Я прочитал собрание сочинений Достоевского, Толстого». Ну и что! По внешнему виду человека этого не определить. Это наше личное время, и мы сами выбираем, как его проводить: почитать книгу, связать свитер, порисовать с ребенком. Но чтение может служить для человека и способом самообразования, если речь идет о специализированной литературе.

Хранятся вечно

- Если смотреть на тенденцию европейской книжной торговли, то на протяжении последних двух лет покупатель возвращается к печатной книге. Был период, когда библиотеки с некой долей сарказма стали говорить о печатной книге. Но будут ли нашими потомками спустя годы востребованы базы данных на электронных носителях? Вот смотрите: сегодня, обнаружив дискету, мы уже с большим трудом найдем устройство, которое сможет ее открыть. А недавно хакеры атаковали сайты системы здравоохранения Великобритании. Так откуда нам знать, что может случиться во время социального или политического конфликта? Не пострадают ли наши культурные ценности, сохраненные на электронных носителях? Поэтому, на мой взгляд, отказываться от печатной книги глупо.

Детей - в книжный!

- Нам нужна государственная программа по популяризации чтения Пора оторвать наших детей от бесконтрольного пребывания в социальных сетях. К сожалению, в Беларуси не так много известных личностей, которые пользовались бы авторитетом в обществе среди разных возрастных групп. Но они есть. Так почему бы им не упоминать в своих интервью, выступлениях на ТВ, при появлении в рекламе о книгах, которые они читают? Знакомые часто обращаются с вопросом: «Ребенок не читает. Что делать?» Ответ прост - сходите с ребенком в книжный магазин. Пока сын или дочь не придут в магазин и не «загорятся» определенной книгой, родитель не угадает, что ему принести почитать. Взрослых же можно заинтересовать только качественной литературой, которая дает пищу уму, сердцу, душе человека.

Загрузка...
NNN

REDTRAM
Loading...
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Как нужно поливать разные виды овощей?
  2. Что делать и как не утонуть, попав в обратное течение?
  3. Состоится ли 3 июля военный парад в Минске?
NNN
REDTRAM
Loading...

Новое на AIF.by