1471

День в кинотеатре: velcom Smartfilm впервые провел в Минске Cinema Weekend

Интернет-источник

«Киновыходной» получился насыщенным: бесплатные мастер-классы, киноквизы, эксклюзивные показы фильмов, выбор пятого члена жюри фестиваля. Напомним: velcom Smartfilm продолжает прием конкурсных работ до 25 декабря. А пока молодые кинематографисты имеют возможность перенимать опыт и учиться.

Фото: velcom

Cinema Weekend проходил одновременно в трех залах нового минского кинотеатра Falcon Club, начался в полдень и закончился ближе к полуночи. Гостям хотелось одновременно побывать на всех мастер-классах, показах и обсуждениях. Для начинающих режиссеров, сценаристов, операторов, инженеров по звуку были организованы профессиональные мастер-классы. За день можно было получить знания в самых разных сферах – от мастер-класса Александра Тыкуна по сценарному мастерству до «Звуковых приемов и их необходимости» от Светланы Сокол.

Фото: velcom

Параллельно шли показы лучших белорусских и мировых короткометражных фильмов, а также специальные премьеры громких фестивальных хитов – «Тони Эрдманн» Марин Аде и «Неизвестной» братьев Дарденнов. В любое время можно было поиграть в киноквиз и побороться за приятный приз. Автору этих строк повезло: наша стихийно сформированная команда «Ходячие мертвецы» из доселе незнакомых людей (правда, «виделись» с кем-то когда-то в Facebook) правильно ответила на 95% вопросов, относящихся к сфере кинематографа, и стала обладателем сертификатов на билеты в кино.

Фото: velcom

Научиться удивлять

Режиссер, не умеющий работать с актерами, обречен на провал, поэтому неудивительно, что на мастер-классе Олега Коца «Работа актера в кадре» и Павла Навроцкого и Валентина Шляхтичева «Техника работы актера в кино и театре» зал был битком. Судя по вопросам, постичь тайны общения на площадке снимающих и снимаемых волновали именно режиссеров.

Один из молодых кинематографистов, например, хотел узнать, как и где должны проходить репетиции роли перед съемками. «Звезды роли для кино обычно репетируют дома, с родными, – поделился Валентин ШЛЯХТИЧЕВ. – При этом киноактеры не «включают» себя сразу, могут произносить текст вполголоса, потому что понимают: удачные обстоятельства будут созданы на площадке. Это в театре каждая репетиция - как последняя, а в кино главное - знать роль, и на съемках сделаешь все как надо». Валентин Шляхтичев посоветовал режиссерам больше ходить в театры, смотреть на игру актеров, чтобы знать их подноготную: «Нужно образовываться как режиссер. Вы посмотрите 10 спектаклей и поймете, что собой представляет нужный вам актер».   

Фото: velcom

Олег КОЦ поделился личным опытом: «Режиссер должен быть готов к репетициям и знать, чего он хочет в кадре. Он должен понимать, что сказать артисту, чтобы тот выполнил его задачу. При этом не бойтесь дублей, тем более сейчас снимают на «цифру» и не надо экономить пленку. Когда, например, я, 24-летний, с небольшим опытом актер, снимался в фильме «В июне 1941-го», где в главной роли Сергей Безруков, то не мог разложить простое физическое действие на текст. Фильм снимали на пленку, и было сделано 14 дублей! Тогда приехали продюсеры, режиссер кричал на меня: «Ты испортил пленки на сумму большую, чем твой гонорар! Тренируйся!» Когда объявили обед, Сергей Безруков сказал, что порепетирует со мной. Он объяснил мне техники, например, умываясь в кадре, какую-что часть текста можно сказать, прикрыв лицо руками. А потом на озвучании сделать все как надо. Режиссер, оператор должны понимать: порой не нужно из артиста выжимать последнее, есть другие подходы в работе».

Фото: velcom

Аудиторию также интересовал вопрос, пользуются ли актеры своим мастерством в жизни, когда, например, машину остановил инспектор ГАИ или когда нужно решить какой-то важный вопрос. Валентин Шляхтичев был краток: он за естественность поведения. Олег Коц заглянул глубже в проблему: «Жизнь актеров состоит из конфликтов, поэтому в быту, обычной жизни я хотел бы быть слабым, ранимым, поплакаться в подушку, но… приходится быть мужественным и со всеми огрызаться. В нашей жизни, к сожалению, иначе почему-то не получается, поэтому, да, актерские хитрости приходится постоянно подключать».

Павел НАВРОЦКИЙ признался, что использует профессиональные навыки в ряде ситуаций, когда, например, понимает, что это поможет решить какую-то проблему. Более того, педагог посоветовал актерам постоянно работать над собой, наблюдать за окружающими людьми: вдруг придется играть тот или иной образ? И, конечно, развиваться, чтобы удивлять режиссеров. Тогда будет шанс получить роль. В свое время Жан-Клод Ван Дамм попал в кино благодаря такой изюминке, как умение садиться на шпагат. Режиссер был впечатлен – Ван Дамм получил путевку у кино.

Кто пятый?

Несмотря на представительное жюри velcom Smartfilm, в составе которого известные люди – кинокритики Антон Сидоренко и Максим Жбанков, программный директор кинофестиваля «Лістапад» Игорь Сукманов, режиссер Митрий Семенов-Алейников, в нынешнем году организаторы «закрутили» интригу и объявили выборы еще одного члена жюри.

Фото: velcom

На Cinema Weekend 10 декабря претенденты, которые предварительно были отобраны после успешного прохождения 2 этапов – теста на знание кино и написания рецензии, предстали перед «перекрестным огнем» мэтров, которые явно не хотели пропустить в свои ряды человека случайного. Поэтому были пристрастны. Кроме того, к четырем участникам жюри присоединились еще 2 эксперта – продюсер Владимир Максимков и кинокритик Максим Старцев.

Фото: velcom

Претендент Александр ДУДИК, кинокритик «Комсомолки», особых нареканий в свой адрес не вызвал. Более того, у Александра сразу же нашелся поклонник в рядах жюри – Максим Старцев, назвавший рецензию Дудика на фильм «Цветы войны» лучшей. Как аргумент, почему именно его должны выбрать в жюри, Александр без прикрас заявил: «Потому что я хороший. А еще у каждого человека должен быть максимально широкий кругозор – в любом виде увлечений. И у меня он настолько широкий, что я сам себя периодически побаиваюсь. Я считаю, что тот, кто смотрит только Тарковского или блокбастеры, себя ограничивает. Чем шире у человек взгляд на кино, тем его интереснее слушать, читать, общаться с ним…»

У Анастасии ПАСЮК, которая рассказала о трогательной истории зарождения любви к кино, оформившейся после просмотра фильма «Телохранитель», члены жюри захотели узнать, заставил ли ее плакать этот фильм. «Да, я плакала, – сказала Настя. – И очень полюбила Кевина Костнера». – «А зачем вам участие в жюри? Не страшно будет судить?», - сразу перевели разговор в другое русло мэтры. – «Хочу познакомиться и пообщаться с творчеством молодых людей, для которых velcom Smartfilm – шанс заявить о себе, потому что у них нет возможности попасть в большое кино. А страшно ли судить… Поскольку членов жюри много, думаю, все смогут прийти к консенсусу».

Фото: velcom

Еще одна претендентка – студентка операторского факультета БГАИ Александра СЕРГЕЕВИЧ – призналась, что любит кино благодаря преподавателю по истории кино Анастасии Харитоненко. Александре члены жюри адресовали профессиональные вопросы: есть ли у вас любимый оператор, какой последний фильм вас впечатлил? «Мне нравится Сергей Астахов, который работал с Сергеем Балабановым. В том числе нравится, как они находили контакт. А последний фильм, который меня впечатлил, – «Ученик» Серебренникова. Там идея актуальная и подана хорошо. Возможно, несколько смущала несколько игра актеров: было видно, что они театралы…»

Фото: velcom

Всеволод ШАМАРДИН, окончивший БНТУ, сразу признался: «К кино не имею никакого отношения, но люблю его уже давно. Как попал сюда? Друг прислал ссылку, прошел тест…»

Максим Жбанков решил уточнить: «То есть безумного желания попасть в жюри не было? Зачем вам все это?» Молодой человек был откровенен: «Я загорелся идеей: это интересный опыт для меня и окружающих меня людей. Возможно, мой взгляд на кино будет интересен».

Как оказалось, 31-летний Артем ПАШКЕВИЧ уже давно соприкасается с кино, даже делал корпоративные фильмы на заказ: «Также мне, например, посчастливилось принять участие в съемках фильма «Снимать на поражение» Кирилла Нонга, который в своей время участвовал в velcom Smartfilm».

Фото: velcom

Артем признался, что стремится воспринимать фильмы с открытым сознанием и ставить их на определенную ступень: этим высказыванием молодой человек вызвал заинтересованность жюри. «Я в свое время писал на оборотной стороне диска с кино: глубина воздействия на сознание по 10-балльной шкале. (Какие это фильмы? – сразу закричали несколько членов жюри.) Например, «Бойцовский клуб» - 9 и 10, «Малхолланд драйв» 10 из 10».

Достаточно долго мэтры расспрашивали графического дизайнера Владислава ПОПЧЕНКО (кстати, одного из номинантов фестиваля в прошлом за комедийный фильм) о любимых картинах, уточняли, за что он любит того или иного режиссера и, конечно, зачем ему жюри. «Интересно посмотреть на обратную сторону конкурса, закулисье. Я в этом году не участвовал в фестивале, потому что мои единомышленники пока разбрелись – кто в армию, кто еще куда… Но бросать это дело я точно не собираюсь…»

Фото: velcom

Из «некиношных» претендентов также были композитор Антон КОМЗОЛОВ и врач-анестезиолог Александр ЮРКОВ. Доктора, например, в детстве впечатлили «Звездные войны»: «Это был фильм, после которого все мальчишки в нашем дворе брали палки, красили их в разные цвета и шли искоренять добро или наоборот (Смех в зале.)». Александр Юрков с ностальгией вспомнил участие в массовке на съемках картины «Снайпер. Оружие возмездия» («Беларусьфильм») и причастность к российскому сериалу «Татьяна»: «Тогда я действительно понял, что такое кино, из чего оно складывается, какая колоссальная работа проводится сценаристами, режиссерами, операторами, осветителями и др. С этого моя любовь к кино стала расти. Ежедневно я смотрю новый фильм и специально не выбираю, что это будет: или продолжение фильмографии какого-то режиссера, или что-то массовое. Я могу «залпом» посмотреть фильмы Линча или фон Триера. Сегодня по плану – 6-й эпизод «Звездных войн».

 

Фото: velcom

Кинокритик Дмитрий БЕЛИНСКИЙ со стороны мог показаться скептически настроенным. Но тому было объяснение: «Я уже давно пишу о кино – 10 лет – и, видимо, имеет место профессиональная деформация. Мне сложно сказать о любимом режиссере, стиле…» - «А есть у вас любимый белорусский фильм?» - «Лаврецкий мне не нравится… А понравилась в свое время «Масакра» Андрея Кудиненко. Правда, в фильме были проблемы со светом: он был дешевый, телевизионный…»

Антон Сидоренко, вспомнивший, что у Белинского есть режиссерские работы, решил узнать, почему молодой человек не идет учиться на режиссера. «Я смотрю фильмы много лет, и зачем меня будут учить тому, что я знаю? Я буду делать кино, когда хочу…»

Фото: velcom

Еще одним претендентом на место в жюри velcom Smartfilm стал журналист Тарас ТАРНАЛИЦКИЙ.  «Мне интересно попасть в члены жюри, потому что я хочу понять, как отбираются работы на velcom Smartfilm, как работает команда жюри. Если бы я себя рекомендовал в качестве одного из членов жюри, то назвал бы такую положительную сторону: я сомневаюсь. То есть меня можно переубедить».

Фото: velcom

После общения с претендентами жюри удалилось для совещания. Об их выборе станет известно 12 декабря.

velcom Smartfilm, тем временем, продолжает программу мастер-классов.  21 декабря в пространстве ЦЕХ в Минске состоится встреча, посвященная кинокритике. Специальным гостем станет Антон Долин, журналист, кинообозреватель, троекратный лауреат премии гильдии киноведов и кинокритиков России, автор пяти книг (в том числе о Ларсе фон Триере, Такеши Китано, Рой Андерссоне) и многочисленных публикаций и передач в ведущих российских СМИ.

*на правах рекламы.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно