3407

Другим не по зубам. Чем могут удивить артисты цирка?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 15. Сезон свадеб 11/04/2017

Один из уникальных номеров программы – «Воздушный эквилибрист на штейн-трапе» в исполнении Олега СПИГИНА. Он, единственный в мире, делает стойку на зубах на раскачивающейся под куполом трапеции. «АиФ» поговорил с Олегом и узнал, как проходит рабочий день артиста цирка, что думают профессионалы о «Цирке со звездами» и каково современное состояние циркового искусства в Беларуси и за рубежом.

ДИНАСТИЯ

– Мои родственники были цирковыми артистами. Они постоянно рассказывали о своей работе, в доме все было завешано афишами. В семь лет я сам влюбился в это искусство и стал им заниматься. Начал с эквилибрных катушек, потом окончил цирковое училище.

К слову, занятия там мало чем отличаются от других учебных заведений: в расписании присутствуют математика, иностранный язык, история цирка, уроки анатомии. Естественно, упор делается на физическую подготовку и освоение азов циркового искусства – жонглирование, гимнастические упражнения.

После окончания циркового училища стал работать в воздухе и выпустил номер «Воздушный эквилибрист на штейн-трапе». Мне хотелось быть не похожим на других артистов, быть в чем-то уникальным или, как сейчас бы сказали, иметь свою «фишку».

КОРОННЫЙ ТРЮК

– Словами не передать, как сильно и долго болели зубы, челюсти и шея, когда я учился делать теперь уже мой коронный трюк – стойку на зубах на раскачивающейся трапеции.

 

Начинал осваивать этот элемент на небольшой высоте над ареной. Поначалу, когда зажимал зубами так называемый загубник, который сделан из металла и обшит кожей, приходилось бороться с накатывавшей тошнотой. Со временем такие позывы становились все слабее, а затем исчезли.

Чем выше ассистент поднимал трапецию, тем сложнее мне было удерживать баланс. Одно дело – выполнять опасный трюк у земли, другое – в нескольких метрах над манежем. Кроме того, с увеличением высоты трапеция раскачивается все сильнее, поэтому держать баланс еще сложнее. На освоение трюка понадобились долгие месяцы.

Некоторые артисты пытаются повторить мой коронный элемент, но к «повторякам» я отношусь скептически: если ты хочешь удивить мир, то придумай что-нибудь свое, а не копируй других. В конце концов, можно взять этот элемент за основу, но обыграть его по-другому. Конечно, я не жадничаю: с удовольствием передам опыт своим будущим ученикам, но считаю, что каждый артист должен быть уникальным, уметь делать то, что другим не по зубам (смеется).

ПРОФЕССИЯ

– Мой день обычно начинается около 10 часов утра. Не потому, что я люблю долго поспать. Представления в большинстве случаев проходят в вечернее время, поэтому домой могу попасть в полночь и даже позже. Обязательно делаю утреннюю зарядку и выпиваю несколько стаканов теплой воды. Затем выполняю некоторые домашние дела и отправляюсь на тренировку.

Сейчас, когда у меня есть профессиональный опыт, мне хватает около часа, чтобы разогреть мышцы и повторить все необходимые элементы. В юности репетировать доводилось по 5-6 часов в день.

 

Профессия обязывает постоянно следить за своим внешним видом, в том числе за зубами, ведь это один из моих рабочих инструментов. Например, дважды в год провожу чистку от зубных камней. Большое внимание уделяю и подготовке костюмов. Свои сценические наряды всегда заказываю у профессионального мастера в Москве.

В цирковом искусстве редко можно обойтись без травм. Так, около пяти лет назад во время одного представления я сорвался. Успел ухватиться руками за трапецию. При этом пропорол ладонь крюком, в результате выбыл из строя примерно на месяц. Хирург, делавший операцию, сказал, что мне еще очень повезло – острие прошло рядом с сухожилием. Если бы оно пострадало, лечение было бы куда более долгим и сложным.

Еще одну травму получил недавно – в сентябре прошлого года в Санкт-Петербурге. Во время выполнения трюка произошел завал, и я получил перелом правой кисти. Более месяца ходил в гипсе. Но настоящие цирковые артисты – это фанаты своего дела. Любовь к цирку помогает преодолеть все трудности.

 

Помимо цирка, увлекаюсь боксом, театром. Раньше любил петь, играть на гитаре. Хотя свободного времени у нас не так много, мы постоянно в разъездах. У себя дома я не бываю месяцами, а иногда и годами.

ЗВЕЗДЫ НА МАНЕЖЕ

– Несколько лет назад в странах СНГ были популярны шоу на манеже с участием звезд эстрады, кино и телевидения. Безусловно, это оказало положительное влияние на популярность циркового искусства.

В то же время некоторым зрителям могло показаться, что освоение циркового искусства – не такая уж сложная задача, если даже 18-летняя певица, не отличающаяся особыми физическими данными, сумела выучить необходимые элементы за считаные месяцы. На самом деле это не так.

В подобные проекты подбирались не очень сложные жанры, которые непрофессионалам можно было бы исполнить после более или менее короткого периода подготовки. Либо, если речь идет о сложных жанрах, что-то из простых трюков. В условиях телевизионной съемки это все равно выглядит красиво. А все звезды, которые приходили в цирк, в молодости занимались тем или иным видом спорта, у них имеется общая физическая подготовка. Мышечная память остается. А сами звезды были очень работоспособны, старались, слушались артистов и тренеров.

Вообще в том же цирковом училище есть возрастные ограничения для поступления. Но если человек очень хочет быть артистом, просто спит и видит себя на сцене, то ему пойдут навстречу. У нас были люди, которые приходили в цирк в 40 лет. Они старались, репетировали наравне с молодежью, и в итоге все получалось. А если человеку просто не дано то, чего ему хочется, думаю, нужно попробовать себя в чем-то другом.

О ЦИРКЕ В СССР

– В 1919 году был подписан Декрет Совета народных комиссаров «Об объединении театрального дела», согласно которому цирки в стране стали государственными. Все цирки в СССР входили во Всесоюзное объединение «Союзгосцирк», созданное в 1957 году на базе Главного управления цирками. На мой взгляд, это уникальная система, которая предоставляла хорошую подготовительную базу, огромный цех по изготовлению костюмов и реквизитов, достойное финансирование. Именно поэтому советский цирк был одним из лучших в мире, артисты стремились соответствовать высокому уровню циркового искусства.

Когда «железный занавес» рухнул, снизилось госфинансирование цирка, артисты стали выезжать за рубеж, каждый сам по себе, и просто зарабатывать деньги, не думая о качестве номеров. Стало выгодно брать чемодан с реквизитом и «прочесывать» города. Цирковая база, которая нарабатывалась годами, разрушалась.

Прошло около двадцати лет после распада СССР, прежде чем на цирк вновь обратили должное внимание. «Чемоданные номера» стали себя изживать, зритель стал более требователен: теперь он хочет видеть только качественные номера, а не «ширпотреб». В этом деле очень важна поддержка государства, которая сейчас оказывается в Беларуси, России и других странах СНГ. Также выделил бы детские цирковые школы в Украине и России, на высочайший уровень выходят и артисты цирка Франции.

ДОСЬЕ «АИФ»

Олег СПИГИН родился в 1976 году в Ташкенте. Один из ведущих артистов цирка Юрия Никулина, воздушный гимнаст. Лауреат многочисленных премий в области циркового искусства. Гастролировал в странах Европы, Азии и США.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно