Василий Первунин 0 1460

Другим не по зубам. Чем могут удивить артисты цирка?

В «Белгосцирке» продолжается программа «Шоу гигантских фонтанов. Удивительный город». Выступления артистов традиционно пользуются большой популярностью у минчан и гостей столицы.

Один из уникальных номеров программы – «Воздушный эквилибрист на штейн-трапе» в исполнении Олега СПИГИНА. Он, единственный в мире, делает стойку на зубах на раскачивающейся под куполом трапеции. «АиФ» поговорил с Олегом и узнал, как проходит рабочий день артиста цирка, что думают профессионалы о «Цирке со звездами» и каково современное состояние циркового искусства в Беларуси и за рубежом.

ДИНАСТИЯ

– Мои родственники были цирковыми артистами. Они постоянно рассказывали о своей работе, в доме все было завешано афишами. В семь лет я сам влюбился в это искусство и стал им заниматься. Начал с эквилибрных катушек, потом окончил цирковое училище.

К слову, занятия там мало чем отличаются от других учебных заведений: в расписании присутствуют математика, иностранный язык, история цирка, уроки анатомии. Естественно, упор делается на физическую подготовку и освоение азов циркового искусства – жонглирование, гимнастические упражнения.

После окончания циркового училища стал работать в воздухе и выпустил номер «Воздушный эквилибрист на штейн-трапе». Мне хотелось быть не похожим на других артистов, быть в чем-то уникальным или, как сейчас бы сказали, иметь свою «фишку».

КОРОННЫЙ ТРЮК

– Словами не передать, как сильно и долго болели зубы, челюсти и шея, когда я учился делать теперь уже мой коронный трюк – стойку на зубах на раскачивающейся трапеции.

 

Начинал осваивать этот элемент на небольшой высоте над ареной. Поначалу, когда зажимал зубами так называемый загубник, который сделан из металла и обшит кожей, приходилось бороться с накатывавшей тошнотой. Со временем такие позывы становились все слабее, а затем исчезли.

Чем выше ассистент поднимал трапецию, тем сложнее мне было удерживать баланс. Одно дело – выполнять опасный трюк у земли, другое – в нескольких метрах над манежем. Кроме того, с увеличением высоты трапеция раскачивается все сильнее, поэтому держать баланс еще сложнее. На освоение трюка понадобились долгие месяцы.

Некоторые артисты пытаются повторить мой коронный элемент, но к «повторякам» я отношусь скептически: если ты хочешь удивить мир, то придумай что-нибудь свое, а не копируй других. В конце концов, можно взять этот элемент за основу, но обыграть его по-другому. Конечно, я не жадничаю: с удовольствием передам опыт своим будущим ученикам, но считаю, что каждый артист должен быть уникальным, уметь делать то, что другим не по зубам (смеется).

ПРОФЕССИЯ

– Мой день обычно начинается около 10 часов утра. Не потому, что я люблю долго поспать. Представления в большинстве случаев проходят в вечернее время, поэтому домой могу попасть в полночь и даже позже. Обязательно делаю утреннюю зарядку и выпиваю несколько стаканов теплой воды. Затем выполняю некоторые домашние дела и отправляюсь на тренировку.

Сейчас, когда у меня есть профессиональный опыт, мне хватает около часа, чтобы разогреть мышцы и повторить все необходимые элементы. В юности репетировать доводилось по 5-6 часов в день.

 

Профессия обязывает постоянно следить за своим внешним видом, в том числе за зубами, ведь это один из моих рабочих инструментов. Например, дважды в год провожу чистку от зубных камней. Большое внимание уделяю и подготовке костюмов. Свои сценические наряды всегда заказываю у профессионального мастера в Москве.

В цирковом искусстве редко можно обойтись без травм. Так, около пяти лет назад во время одного представления я сорвался. Успел ухватиться руками за трапецию. При этом пропорол ладонь крюком, в результате выбыл из строя примерно на месяц. Хирург, делавший операцию, сказал, что мне еще очень повезло – острие прошло рядом с сухожилием. Если бы оно пострадало, лечение было бы куда более долгим и сложным.

Еще одну травму получил недавно – в сентябре прошлого года в Санкт-Петербурге. Во время выполнения трюка произошел завал, и я получил перелом правой кисти. Более месяца ходил в гипсе. Но настоящие цирковые артисты – это фанаты своего дела. Любовь к цирку помогает преодолеть все трудности.

 

Помимо цирка, увлекаюсь боксом, театром. Раньше любил петь, играть на гитаре. Хотя свободного времени у нас не так много, мы постоянно в разъездах. У себя дома я не бываю месяцами, а иногда и годами.

ЗВЕЗДЫ НА МАНЕЖЕ

– Несколько лет назад в странах СНГ были популярны шоу на манеже с участием звезд эстрады, кино и телевидения. Безусловно, это оказало положительное влияние на популярность циркового искусства.

В то же время некоторым зрителям могло показаться, что освоение циркового искусства – не такая уж сложная задача, если даже 18-летняя певица, не отличающаяся особыми физическими данными, сумела выучить необходимые элементы за считаные месяцы. На самом деле это не так.

В подобные проекты подбирались не очень сложные жанры, которые непрофессионалам можно было бы исполнить после более или менее короткого периода подготовки. Либо, если речь идет о сложных жанрах, что-то из простых трюков. В условиях телевизионной съемки это все равно выглядит красиво. А все звезды, которые приходили в цирк, в молодости занимались тем или иным видом спорта, у них имеется общая физическая подготовка. Мышечная память остается. А сами звезды были очень работоспособны, старались, слушались артистов и тренеров.

Вообще в том же цирковом училище есть возрастные ограничения для поступления. Но если человек очень хочет быть артистом, просто спит и видит себя на сцене, то ему пойдут навстречу. У нас были люди, которые приходили в цирк в 40 лет. Они старались, репетировали наравне с молодежью, и в итоге все получалось. А если человеку просто не дано то, чего ему хочется, думаю, нужно попробовать себя в чем-то другом.

О ЦИРКЕ В СССР

– В 1919 году был подписан Декрет Совета народных комиссаров «Об объединении театрального дела», согласно которому цирки в стране стали государственными. Все цирки в СССР входили во Всесоюзное объединение «Союзгосцирк», созданное в 1957 году на базе Главного управления цирками. На мой взгляд, это уникальная система, которая предоставляла хорошую подготовительную базу, огромный цех по изготовлению костюмов и реквизитов, достойное финансирование. Именно поэтому советский цирк был одним из лучших в мире, артисты стремились соответствовать высокому уровню циркового искусства.

Когда «железный занавес» рухнул, снизилось госфинансирование цирка, артисты стали выезжать за рубеж, каждый сам по себе, и просто зарабатывать деньги, не думая о качестве номеров. Стало выгодно брать чемодан с реквизитом и «прочесывать» города. Цирковая база, которая нарабатывалась годами, разрушалась.

Прошло около двадцати лет после распада СССР, прежде чем на цирк вновь обратили должное внимание. «Чемоданные номера» стали себя изживать, зритель стал более требователен: теперь он хочет видеть только качественные номера, а не «ширпотреб». В этом деле очень важна поддержка государства, которая сейчас оказывается в Беларуси, России и других странах СНГ. Также выделил бы детские цирковые школы в Украине и России, на высочайший уровень выходят и артисты цирка Франции.

ДОСЬЕ «АИФ»

Олег СПИГИН родился в 1976 году в Ташкенте. Один из ведущих артистов цирка Юрия Никулина, воздушный гимнаст. Лауреат многочисленных премий в области циркового искусства. Гастролировал в странах Европы, Азии и США.

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Как оплатить колобайк?
  2. Что делать, если после укуса пчелы сильно распухла нога?
  3. Правда ли, что в Польше понизили пенсионный возраст и увеличили пенсии?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by