48223

Елена ЯРМОЛОВИЧ: «Белорусские музыканты предпочитают экономить на поэтах»

№ 12 от 24 марта 2010 года 24/03/2010
ДОСЬЕ «АиФ»

01_Poetesa--039Елена Ярмолович живет и работает в Минске. Имеет два высших образования  - музыкальное (теория музыки) и психологическое. Пишет сценарии к детским мюзиклам и фильмам. Автор песен проекта «Синонимы», концертной программы «Песни» Александры Даньшовой (романсы и классическое направление), Ирины Итейры, ЛЕУША (Москва), Анны Шоц и проекта «ASH2ASH» (Москва), Татьяны Алейниковой, группы «Тринадцатый воин» (С.-Петербург), саунд-трека к фильму «Розыгрыш» (студия Павла Лунгина) и т.д. Была родоначальником и соавтором  музыкального проекта «Tanin Jazz», который в 2008 году выпустил альбом «Feel thes Time»  на студии «Вест-Рекордс». Этот альбом вошел в «10-ку лучших альбомов Беларуси за 2008 год» по мнению белорусских музыкальных экспертов проекта Experty.by.

Сборник стихов Елены Ярмолович «Осторожно, дальше любовь…» вышел в 2007 году и получил очень высокую оценку как со стороны критиков, так и читателей. Скоро увидит свет следующий сборник «Татуировки на памяти», сборник стихов для детей «Гулливер_и_Я» и детский мюзикл «WINX» (Москва), сценарист которого Елена Ярмолович.

- В Беларуси поэты по-прежнему получают в среднем одну пятую часть от стоимости песни. Считается, что за текст нужно платить меньше, чем за музыку и аранжировку, поскольку последние создаются намного дольше и с помощью дорогой техники. Я с этим стереотипом не борюсь, поскольку адекватно оцениваю, что сил и времени на мой кусок работы уходит меньше.

- Времени, кстати, сколько уходит?

- Любой творческий процесс длится разное время. Что-то вынашивается год! А вообще, все зависит от того, есть ли уже музыка для песни. Если ее нет, то могу и за 15 минут написать, если есть вдохновение, а если необходимо написать слова на готовую мелодию, тогда около часа-двух. Так что считаю, что 200-300 долларов за слова песни – вполне адекватная цена. Хотя сейчас наши расценки почему-то подтянулись до российских (московских), за исключением, конечно, таких композиторов как Дробыш или Фадеев, которые, наверное, могут получить до 50 тысяч долларов за готовую песню. Для российских заказчиков, кстати, у меня ценник такой же. Даже Любовь Воропаева, на чьи стихи поют песни Лолита, Валерий Леонтьев, Лариса Долина и многие другие, пишет в среднем за 500 - 2000 долларов текст. Но может и подарить!

Я тоже часто песенные тексты дарю исполнителям или композиторам, прошу только оставлять мое авторство.

Из песни слова выкинешь

01_Poetesa--031- Какие слова к своим песням предпочитают белорусские исполнители? Или мелодия по-прежнему остается на первом месте, а слова второстепенны?

- Предпочитают свои собственные. Причины две – мало хороших поэтов-песенников и мало денег. Большую часть из того, что не пишут авторы песен Алейников, Кубышкин, Сухомлин, Ширин, белорусские исполнители, а группы в особенности, пишут себе сами. Так выходит дешевле, однако не всегда интересно и запоминается. У Гюнешь Абасовой, Саши Немо, Жоры Колдуна и Германа вот неплохо получается…

Некоторые исполнители даже не знакомятся с автором своих песен. А мне, например, прежде чем писать слова, нужно увидеть человека, понять его характер, фонетические особенности речи, в конце концов! Ведь бывает, что какие-то сочетания человек просто не может выговорить, а у меня они окажутся через строчку! В таких случаях приходится подстраиваться под исполнителя. Иногда прямо говорят: «Это произнести не смогу» Или: «А что это у тебя тут за слово «оригами» в тексте?» (с незнанием и неприятием этого слова сталкивалась трижды!) Тогда я понимаю, что надо переписывать весь куплет, чтобы исполнителю было комфортно его петь.

Сложнее всего работать, когда просят написать «что-нибудь красивое, чтобы душа развернулась, а потом свернулась… но обязательно про меня!» А так в лидерах темы, как обычно, «про любовь», «про ревность», «про гендерные отношения». Чаще всего сталкиваешься с безразличием к тексту у исполнителей поп-музыки, рок-музыканты себе такого не позволяют. У первых главное – запоминающиеся красивые картинки и фишка в припеве.

Срок годности: 1 год

01_Poetesa--038- А самой себе хотелось когда-нибудь написать песню?

- Они у меня уже есть. Но это скорее просто визитная карточка, потому что перед заказом песни люди часто просят показать что-нибудь свое. А сама песня часто воспринимается через личность исполнителя. Чтобы от этого не зависеть, мы создали авторский проект «Синонимы» совместно с членом Союза композиторов Беларуси Александрой Даньшовой и аранжировщиком Антоном Ганьковым, сами записали три песни: «Вино из одуванчиков», «Межсезонье» и «Я не вернусь». Песни отлично приняли радийщики и сейчас крутят на многих радиостанциях, несмотря на то, что лица исполнителя как такового никто не видел. Но на большую сцену лично я никогда и ни за что не выйду.

Песня сегодня все больше становится скоропортящимся продуктом, и хороший звукорежиссер, услышав даже самую классную аранжировку мелодии годичной давности, скажет: «Это старые звуки». Технический прогресс летит стремительно, так что как бы хорошо ты ни спел под фортепиано, этим вряд ли будет заслушиваться обычная публика. Поэтому любая песня сегодня стоит очень дорого.

- Вы сейчас вместе с Тамарой Лисицкой, Дмитрием Безкоровайным, Максом Юговым, Людмилой Погодиной, Татьяной Замировской работаете в жюри крупного конкурса молодых исполнителей Graffiti Open Music Fest. Есть что-то достойное?

- Его организаторы делают огромное дело, давая малоизвестным музыкантам возможность заявить о себе. Нам дали оценить 103 исполнителей совершенно разного уровня и различных музыкальных направлений. Очень удивилась, что много музыки на белорусском языке. На мой взгляд, участие в этом конкурсе - очень хороший способ продвинуться. Тех, кто достоин этого, там заметят. Достойное есть! Имена не хочется сейчас называть, но для себя отметила несколько групп.

- Ваши песни когда-нибудь воровали?

- Да! Особенно любят стащить в кино. А один зарубежный мобильный оператор и вовсе запустил мою песню в своем рекламном ролике и написал, что поет… Влюбленная блондинка. За границей считают, что белорусов никто не знает, поэтому воровать можно беспрепятственно. Чтобы в подобных ситуациях была возможность отстоять свои авторские права, советую молодым авторам сразу регистрировать свои творения в Белорусском авторском обществе. Особенно если учесть, что без регистрации в этой организации ваш трек сегодня ни одна радиостанция не возьмет.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно