6008

Гонки на выживание. Белорусы в третий раз «штурмуют» ралли-рейд «Дакар»

№ 3 от 15 января 2014 года 15/01/2014

 

Команда «МАЗ-СПОРТ-авто» стартовала на соревнованиях тремя экипажами - двумя основными и быстрой «техничкой» для экстренного ремонта. Однако белорусский экипаж под управлением Александра Полищука снялся с гонки из-за технических проблем, возникших на четвертом этапе «Дакара-2014».

Куратор команды, заместитель коммерческого директора ОАО «МАЗ» Дмитрий КОРОТКЕВИЧ, рассказал:

ФАКТЫ

  • 9188 км составляет общая протяженность маршрута.
  • 71 грузовик, 154 внедорожника и 47 квадроциклов отправятся в ралли.
  • 3 страны предстоит проехать во время марафона - Аргентину, Боливию и Чили.
  • 9 белорусов принимают участие в гонках.
  • 500-700 тыс. евро стоит в среднем спортивный грузовик для «Дакара».
  • 55 градусов тепла достигает температура воздуха в пустыне Атакама, где пройдет часть маршрута.
  • 80-100 тыс. евро составляет в среднем стартовый взнос организаторам за грузовой автомобиль на «Дакаре».

- На «Дакаре» никогда не знаешь, что считать опасностью. Например, ты можешь столкнуться с 600-метровой песчаной горой, которая в любой момент грозит засыпать автомобиль, или огромным перевалом, который нужно преодолеть. Добавьте к этому резкие перепады температур, когда за четыре часа езды по перевалу ты из мороза попадаешь в 50-градусную жару.

При этом грузовой спорткар едет со скоростью 150 км/ч по кочкам и оврагам с запредельной амплитудой и динамикой ударов. И так - на протяжении 8-10 часов без перерывов. Неудивительно, что люди теряют сознание, испытывают обезвоживание.

Всего на ралли-рейд в Аргентину поехали 29 белорусов: пилоты, механики, штурманы, конструкторы, куратор и менеджер. Нашлось место и спортивному медику.

- Практически на каждой гонке мы прибегаем к помощи врачей. Ралли-рейд отличают высокие ударные нагрузки, из-за чего страдают позвоночник, внутренние органы, - подчеркивает Дмитрий Короткевич. - Даже когда ремни безопасности натирают кожу, необходимо обращаться за обследованием. Поэтому ведущие мировые команды давно берут с собой на гонки спортивных медиков.

Недешевое удовольствие

Только стартовый взнос для белорусов составил 307 тыс. евро, из них 256 тыс. - за боевые машины, 34 тыс. - за ТВ-кар и 17 тыс. - за джип-поддержку. Отдельно - расходы на перелет, проживание, топливо и подготовку. В сумме набежало около 900 тыс. евро. По «дакарным» меркам это немного.

- Ралли-рейды выступают своеобразным испытательным полигоном для автомобилей, выпускаемых на конвейере. Все новинки, которые успешно проходят испытания на боевой машине во время гонки, впоследствии внедряются в серийное производство. То есть тем самым мы экономим на проведении испытаний на полигонах, - перечисляет преимущества участия в «Дакаре» представитель завода.

«Дакаровские» новшества уже начинают внедрять на заводе. Например, алюминиевые баки, которые обкатываются на спортивных грузовиках, вскоре поступят на конвейер. Среди других инноваций - тросовый привод и рама из высокопрочной стали.

Эволюция мазовских спорткаров

Белорусские грузовики для ралли-рейдов заметно эволюционировали. Если первую гонку команда по сути провела на обновленных «конвейерных» грузовиках, то сейчас едет на настоящих спорткарах, сделанных, можно сказать, вручную.

- Если сравнить сегодняшний спорткар с автомобилем, на котором белорусская команда ехала в 2010 году по «Шелковому пути», то это небо и земля. Первый боевой грузовик был практически серийным. У нас не было опыта, мы не до конца знали условия гонки. Многое было откровением, в том числе и нагрузки, которые приходится испытывать технике и людям, - вздыхает Дмитрий Короткевич.

Современные спорткары для «Дакара» значительно «похудели»: инженеры облегчили конструкции, применив элементы из высокопрочной стали и более легкие композитные материалы. В итоге боевая машина стала на треть легче «первенца», а в сравнении с прошлогодней версией «постройнела» на 300 кг. Параллельно увеличили мощность двигателя - на 50 «лошадей» и доработали экологические параметры мотора.

03_13_01
Команда «МАЗ-СПОРТавто» нацелилась на первую десятку.

Неожиданно для соперников

Белорусы начали удивлять с первой гонки. Участие в «Дакаре-2012» принесло команде «МАЗ-СПОРТавто» 31-е место из 75. Во второй раз белорусские экипажи приехали 21-м и 27-м по счету.

- Это была, мягко говоря, неожиданность для наших соперников. В первые годы участия экипажи обычно не доезжают до финиша. Если брать нынешнего чемпиона - команду «КАМАЗ-Мастер», то она финишировала только с седьмого раза. Мы же впервые выехали на «Дакар» в 2012 году с двумя экипажами, и один из них проехал маршрут полностью. Во второй раз финишировали оба экипажа, причем в первой тридцатке.

К последнему «Дакару» белорусская команда тренировалась под Минском. Полигоном выступили несколько заброшенных карьеров и глухих трасс. Кроме того, гонщики участвовали в четырех этапах чемпионата России по ралли-рейду. На «Шелковом пути» - втором по популярности ралли-рейде после «Дакара» - белорусы заняли третье место, оставив позади многие известные команды, в том числе шесть камазовских экипажей.

Временные «города»

После многочасовых заездов участники ралли отдыхают в биваках. Эти временные «города» на несколько тысяч человек возводятся либо на аэродромах, либо вблизи автомобильных трасс. В них предусмотрены информационный и пресс-центр, лазарет, столовые, палатки, зоны сервиса и ремонта. Белорусская команда автономна. На «Дакаре» представлен весь ее конструкторский отдел. Более того, его специалисты во время гонки выполняют обязанности механиков и штурманов. Так что обращаться в Минск за помощью не придется.

Юлия АНДРЕЕВА 

 

В ТЕМУ

Начальник спортивной команды «МАЗ-СПОРТавто» Валерий Козловский:

- «Дакар» - гонка, на которую дилетанты не приезжают. В ралли участвуют самые сильные экипажи всего мира. Хотелось бы, конечно, попасть в первую десятку. Сейчас у нас нет большого опыта - мы приехали всего лишь в третий раз, но, с другой стороны, мы уже не новички.

Гонщикам приготовили крайне сложную трассу. Ни в одном предыдущем «Дакаре» таких сложных и длинных трасс еще не было. В частности, будут спецучастки протяженностью свыше 600 км. То есть в день надо будет преодолевать около 800 км.

В целом территорию Чили и Аргентины мы уже неплохо знаем. Основную сложность представляют скоростные горные участки. Это достаточно сложно, серьезно и опасно. Еще одно препятствие - высокие дюны и барханы. Чтобы их преодолеть, требуется полная отдача.

Механик Андрей ЖИГУЛИН:

- Гонка проходит в экстремальных условиях - режим полного бездорожья. Это сопряжено с высокими нагрузками. Причем на автомобиль не так сильно влияют перепады температур, как высота. В условиях высокогорья наш электронный двигатель не обеспечивает настолько широкого диапазона регулирования мощностей. В остальном же белорусская техника подготовлена к суровым условиям. Стратегия команды - приехать к финишу в числе первых.

Мы - единственная команда, которая на международном уровне представляет Беларусь в автоспорте. Многие иностранцы подходят к нам и спрашивают: «Вы откуда? Из Беларуси? Интересно». Когда они видят, на что мы способны, они проникаются уважением к стране.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно