0 1120

Не пугай лошадей. Как водители сдавали экзамены на права век назад

​В далёком 1935 году последнее государство, пытающееся разыгрывать либерализм на дорогах, сдалось под натиском статистики ДТП. Англия ввела обязательную экзаменовку водителей перед выдачей удостоверений шофёра.

Правила дорожного движения существовали задолго до появления автомобилей. За лихость при езде представителей низших сословий могли отправить на каторгу. Однако с появлением самодвижущейся техники пришлось документировать каждого водителя. Ведь моторизированные экипажи считались более опасными, в отличие от лошадей. Они не умели останавливаться самостоятельно, в то время как дрессированные лошади без помощи возницы не только вставали с ржанием перед выбежавшим пешеходом, но и отыскивали нужную дорогу к дому и зачастую на перекрестках сами выясняли между собой, кто проедет первым.

Обгон запрещён

Первые удостоверения шофёрам стали вручать сразу после изобретения автомобилей с двигателями внутреннего сгорания. Не успел Карл Бенц продать и десятка машин, как строгое Министерство внутренних дел в ноябре 1893 года разработало предписание о правилах передвижения автомобиля. Скорость за пределами населённых пунктов не должна превышать 12 км/ч, а в городах и посёлках — не более 6 км/ч. Обгоны повозок запрещались, чтобы не пугать запряжённых животных. От неожиданного вида лошади могли понести, что грозило гибелью пассажирам. В это же время в Германии ввели и обязательные экзамены для водителей новой техники. Человек был обязан продемонстрировать своё умение управлять автомобилем, останавливаться перед препятствием и избегать столкновений. Власти на местах самостоятельно устанавливали порядок выдачи справок. Естественно, настроенные скептически к новому виду транспорта консерваторы были настолько строги к соискателям, что вскоре пришлось систематизировать выдачу водительских документов.

Весной 1899 года правительство Франции выпустило декрет, закрепивший первый в истории экзамен на умение управлять автомобилем. Водители обязывались ответить на ряд вопросов экзаменатора, рассказать о правилах преодоления перекрёстков и совершения обгонов. Максимальная скорость уже ограничивалась 12 милями в час, или 22 км/ч. Она позволяла обгонять гужевые повозки. Вскоре аналогичные правила были приняты в Германии, в России и в США.

25 июня 1900 года Городская дума Санкт-Петербурга утвердила обязательное постановление «О порядке пассажирского и грузового движения по городу Санкт-Петербургу на автомобилях». Уже тогда полиции предписывалось строго следить за машинами. Ограничивался вес грузовиков на железных колёсах. Допускалась нагрузка не более 250 пудов с грузом или пассажирами. Вводились обязательное медицинское освидетельствование шофёров, ежегодный технический осмотр автомобилей, началась (также обязательная) регистрация в полиции с выдачей номерных знаков. Технический регламент предписывал оборудование машин фонарями и предупредительными гудками с пневматической грушей.

Международные конвенции

В 1908 году в Санкт-Петербурге полицейские регулировщики вооружились белыми жезлами, которые вскоре стали полосатыми для лучшей заметности. Сертифицированных международных знаков ещё не существовало. Их заменяли информационные таблички с надписями. Но в октябре 1909 года 12 европейских государств на конференции в Женеве приняли обязательную для участников конвенцию. Возраст шофёров устанавливался в 18 и более лет, запрещалось необоснованное использование звуковых сигналов в населённых пунктах, были утверждены первые международные дорожные знаки: «Указание населённого пункта», «Перекрёсток», «Лоток» (ухабы и выбоины), «Вираж» и «Переезд рельс».

С тех пор порядок получения водительских прав принял вполне современный вид. Сначала — сдача теоретической части с вопросами о ПДД, проверкой знания сигналов регулировщика и умения читать знаки. В ходе практической части оценивался навык шофёра при управлении автомобилем. Необходимо было продемонстрировать знание технической части. К примеру, водителей просили отрегулировать зажигание, правильно выставить опережение, рассказать о настройках магнето и об алгоритмах прочистки карбюратора и т. д. Всё это требовало высокой квалификации. Неудивительно, что профессия шофёра считалась престижной и высокооплачиваемой.

Следующая конвенция была подписана в 1931 году в Женеве. Количество знаков составило уже 26. Однако Англия и её колониальная империя, а также США оставались верны информационным «жестянкам» на столбиках. Лондонские консерваторы старались дать больше поблажек водителям. В итоге в тридцатые годы страну захватила эпидемия ДТП. Согласно полицейской статистике, тяжёлые ДТП приходились на каждые 13 тысяч км пробега. Причина аварий была в неумении совладать с мощной техникой. Гидравлические тормоза были ещё редкостью. Пришлось вводить строгие меры. Губернатор Лондона лорд Коттенхем ужесточил практическую часть экзаменов до максимума. Водителей обязали учить приёмы перегазовки и двойного выжима сцепления, которые были необходимы при работе с механической коробкой без синхронизаторов. Лишь тогда новичков удалось научить правильно тормозить мотором. Количество аварий в Англии снизилось почти в три раза: до одной на каждые 44 тыс. км пробега.

Порядок выдачи водительских удостоверений в двадцатые-тридцатые годы оказался самым строгим за всю историю существования экзаменов. Некоторые автомобили (Ford Т) требовали индивидуальных прав. После Второй мировой войны с унификацией техники и выпуском массовых моделей сдать экзамены стало гораздо проще.

Материал подготовлен: www.aif.ruwww.aif.by

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Имеет ли право продавец требовать у покупателя паспорт?
  2. Может ли школьник на каникулах расплатиться в магазине картой учащегося?
  3. В чем суть флешмоба #BottleCapChallenge?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by