www.aif.ru 0 6520

Опустела без тебя Земля... Последняя загадка Антуана де Сент-Экзюпери

Тайну исчезновения автора «Маленького принца» раскрыли лишь спустя несколько десятилетий.

О, наслажденье скользить по краю...

31 июля 1944 года с аэродрома Борго на острове Корсика вылетел французский разведывательный самолёт «Локхид P-38 "Лайтнинг"». В задачу полёта входило проведение аэрофотосъёмки в районе Альп, между Греноблем и Лионом.

В расчётное время на аэродром самолёт не вернулся и был занесён в список потерь союзников. Таких безвестных потерь в годы Второй мировой войны было бессчётное количество, однако судьба именно этого самолёта будоражила умы исследователей.

Ведь пилотом самолёта был Антуан де Сент-Экзюпери — знаменитый французский писатель, автор «Маленького принца».

Профессиональным лётчиком Антуан де Сент-Экзюпери стал раньше, чем известным литератором. И даже тогда, когда литературная слава позволяла отказаться от опасной профессии, Сент-Экзюпери этого не сделал. Отказаться от неба для него было всё равно, что отказаться от самого себя.

Французский писатель, поэт и лётчик Антуан де Сент-Экзюпери в Тулузе, Франция, 1933. Фото:Commons.wikimedia.org / Agence France-Presse

Он всё время ходил по краю. После первой авиакатастрофы, случившейся ещё в 1923 году, лётчика Экзюпери комиссовали из армии. Но спустя три года он поднялся в небо как гражданский пилот.

1932 год — Антуан де Сент-Экзюпери едва не гибнет при испытаниях гидроплана, в последний момент выбравшись из тонущей машины. 1935 год — его, потерпевшего крушение в Ливийской пустыне во время перелёта Париж — Сайгон, подобрали и спасли бедуины. 1938 год — Экзюпери получает тяжёлые травмы при аварии в Гватемале, во время перелёта Нью-Йорк — Огненная Земля.

Девятый вылет

С началом Второй мировой войны писатель рвётся в действующую армию. «Антуан, тебе уже 39 лет, у Франции тысячи пилотов и только один Сент-Экзюпери, не рискуй собой», — уговаривают его друзья, но всё напрасно. Он становится пилотом самолёта-разведчика и регулярно вылетает на задания, за успешное выполнение которых получает Военный крест Французской Республики.

После поражения Франции Сент-Экзюпери уезжает в США, где, к облегчению друзей, возвращается к литературной деятельности.

Однако уже в 1943 году он вступает в движение «Сражающаяся Франция» и добивается зачисления в боевую часть ВВС в качестве лётчика-разведчика.

Сам Сент-Экзюпери в письмах признавался, что самый старший из его сослуживцев младше него на шесть лет. Несмотря на это, он настаивал на своём праве вылетать на задания.

Новость по теме

В мае 1944 года майор Антуан де Сент-Экзюпери буквально вырывает у командования разрешение на пять разведывательных полетов. Исчерпав лимит, снова настаивает, и ему снова идут навстречу — ещё три полёта.

Сент-Экзюпери уже было сложно справляться со скоростной техникой. Это знал он, это знали те, кто служил с ним. И тем не менее он получил разрешение ещё на один полёт, который был назначен на 31 июля 1944 года.

В 8:45 самолёт взлетел с аэродрома, чтобы уже никогда не вернуться...

Браслет в рыбацкой сети

За несколько десятилетий неизвестности была выдвинута масса версий о том, что произошло. Рассказывали, что якобы Сент-Экзюпери видели в плену у хорватских усташей, где его расстреляли после пыток. Кто-то сообщал о том, что Сент-Экзюпери видели живым то ли в Южной Америке, то ли на островах в Тихом океане. Другие утверждали, что впавший в депрессию лётчик покончил с собой.

Наиболее вероятными представлялись две версии — самолёт Сент-Экзюпери потерпел катастрофу в Альпах либо был сбит немецкими лётчиками. Однако найти какие-либо доказательства не удавалось.

7 сентября 1998 рыбацкое судно «Горизонт» вело лов рыбы в Средиземном море, неподалёку от Марселя. Рыбаки разбирали очередной трал, когда в пучке тины что-то блеснуло. Капитан судна Жан-Клод Бьянко увидел, что это цепочка-браслет, на котором была сделана надпись «Antoine de Saint-Exupery (Consuelo) — c/o Reynal and Hitchcock Inc. — 386 4th Ave N.Y. City — USA». Консуэло звали жену писателя, а указанный на браслете адрес — это его место жительства в Нью-Йорке.

Браслет Сент-Экзюпери, найденный Жан-Клодом Бьянко в 1998 году. Фото: Commons.wikimedia.org / Fredriga

Профессиональный ныряльщик и водолаз Люк Ванрель в 2000 году сообщил, что во время одного из погружений видел на дне самолёт в районе, где обнаружили браслет.

Власти Франции немедленно запретили ведение поисковых работ в данном районе. Официальное разрешение на их проведение было получено осенью 2003 года. Одним из поднятых фрагментов самолёта оказалась часть пилотской кабины с серийным номером самолёта: 2734-L. Проверка в военных архивах показала, что бортовой серийный номер 2734-L соответствует самолёту, который в ВВС США значился под номером 42-68223, то есть самолёту «Локхид P-38 "Лайтнинг"» которым управлял Сент-Экзюпери.

Исследователи не нашли в самолёте останков Сент-Экзюпери — слишком много времени прошло с момента его гибели. Браслет — это всё, что осталось от писателя.

Статья по теме
Ганс Христиан Андерсен. 1869 год.

Писателя сбил его горячий поклонник

Но если в вопросе, где погиб автор «Маленького принца», наступила ясность, то обстоятельства происшедшего по-прежнему были покрыты туманом.

В 2008 году исследователи, продолжавшие искать разгадку последней тайны писателя, на основании архивных данных составили список немецких пилотов, осуществлявших боевые вылеты 31 июля в районе, близком к месту гибели самолёта Сент-Экзюпери.

Когда поисковики дозвонились до 88-летнего Хорста Риппера и только произнесли имя писателя, немецкий ветеран лаконично ответил: «Вы можете не искать дальше. Его сбил я».

По словам Риппера, 31 июля 1944 года на «Мессершмитте-109» он вылетел с немецкого аэродрома в районе Марселя. Над морем он обнаружил самолет с французскими опознавательными знаками, который Риппер принял решение атаковать. Немецкий летчик видел, как сбитый им противник рухнул в море.

Однако в немецкие отчеты о сбитых самолетах противника эта победа не вошла, поскольку иных свидетельств уничтожения «Локхид P-38 «Лайтнинг», кроме слов Риппера, не было.

Тем же вечером из радиоперехватов переговоров союзников немцы узнали об исчезновении Антуана де Сент-Экзюпери. Риппер понял, кого именно он сбил.

Памятник Сент-Экзюпери в Тарфае. Фото: Commons.wikimedia.org / Yaroslav Blanter

Для немецкого пилота это была личная трагедия — он знал и любил произведения писателя. «В годы моей молодости все читали и обожали его книги. Если бы я знал, что это он, — я бы не стрелял», — рассказал Риппер исследователям.

Немецкий летчик признавался, что сам до конца не верит в то, что сбил самолет французского писателя. Однако анализ архивных данных показал, что в данном районе 31 июля 1944 года мог находиться только «Локхид P-38 «Лайтнинг» — тот, который пилотировал Антуан де Сент-Экзюпери.

Впрочем, для людей, верящих в чудо, слова немца не имеют значения. Ведь в кабине самолета на дне Средиземного моря останков писателя не нашли. Значит, он не погиб, а просто исчез. Улетел, чтобы когда-нибудь снова вернуться на планету людей вместе с Маленьким принцем.

Андрей Сидорчик

Загрузка...
NNN

REDTRAM
Loading...
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Когда в наших магазинах появятся «честные ценники»?
  2. Могут ли не выпустить из страны за неуплаченный штраф?
  3. На каком месте в мире находятся наши вооруженные силы?
NNN
REDTRAM
Loading...

Новое на AIF.by