11575

Полеты в бессмертие. Подвиги гражданских летчиков времен ВОВ

№ 51 от 16 декабря 2014 года 16/12/2014

Уже в самом начале войны из подразделений гражданской авиации Белоруссии и других подразделений Московского управления гражданского воздушного флота была сформирована особая авиагруппа, переданная в подчинение штаба Военно-воздушных сил Красной Армии. На счету этой группы - сотни боевых вылетов как в расположение воинских частей, так и в тыл противника - для связи с белорусскими партизанами.

Летчики - ветераны I партизанской эскадрильи 105-го Гвардейского авиаполка ГВФ гв. полковника Е.Т. Клуссона. В первом ряду А. Мамкин, Н. Воронцов, во втором ряду – В. Ползунов, Т. Колосов, И. Тарасов, А. Жога. Дер. Чухилино, март 1944 года.

В ноябре 1942 года Особая Западная авиагруппа была переименована в Первый отдельный авиаполк Гражданского воздушного флота, а в марте 1944 года он был преобразован в 120-й Гвардейский авиаполк ГВФ.

С первых дней войны гражданская авиация существенно изменила характер своей работы: как можно меньше находиться на земле - быстрее в воздух. Полеты по обслуживанию фронтовых частей и партизанских отрядов выполнялись, как правило, ночью: самолеты взлетали и садились при тускло мерцающих фонарях, небольших кострах, карманных фонариках, а иногда и просто при лунном свете. К тому времени фашисты уже поняли, что безобидный на первый взгляд гражданский самолет ПО-2 несет для них опасность. Если раньше они охотились на него от случая к случаю, то теперь начали делать это с особым усердием. Но высокое летное мастерство и мужество позволяли нашим пилотам вступать в схватку с врагом. Связь с партизанами не прекращалась ни на минуту. Как правило, авиаторы имели среди партизан своих представителей, которые организовали прием и отправление самолетов, а также руководили работами по изысканию и подготовке посадочных площадок. Так, силами партизан и местного населения в тылу противника создавалась аэродромная сеть. Для опознавания пилотами посадочных площадок с земли подавались условные световые сигналы. Чаще всего это были костры, которые раскладывались в определенном порядке в форме квадрата, конверта, прямоугольника, буквы «Г» и в других сочетаниях. Действовали в тылу врага и несколько «ледяных» аэродромов на замерзших озерах.

Перевозка раненых

СПРАВКА

Пятнадцать летчиков гражданского воздушного флота за героизм и мужество в годы ВОВ войны были удостоены звания Героя Советского Союза. Несколько из них, такие как Борис Александрович Лахтин, Феофан Григорьевич Радугин и Григорий Александрович Таран, внесли огромный вклад в победные рейды белорусских партизан в тылу врага.

В сентябре 1945 года 105-й Гвардейский Поневежский ордена Александра Невского авиационный полк Гражданского воздушного флота приказом начальника Главного управления ГВФ маршала авиации Ф.  А.  Астахова был передан Белорусскому управлению. А его боевой командир, полковник Евгений Томасович Клуссон стал руководить «крылатой отраслью» партизанской республики уже на ее первых послевоенных трассах. На смену поршневым самолетам начала поступать новая реактивная техника. Опытные боевые летчики одними из первых пересаживались за штурвалы таких самолетов. Яркой страницей в истории страны стала и судьба нашего земляка, пилота гражданской авиации, уроженца Витебской области Алексея Ивановича Семенкова. Это ему в ночь на 9 мая 1945 года было доверено доставить из Карлхорста в Москву акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии.

Летчики 105-го Гвардейского авиаполка под командованием полковника Евгения Томасовича Клуссона все чаще получали боевые задания для полетов к белорусским партизанам. Немало героических полетов на счету отважного летчика этого полка Василия Степановича Ползунова. Особенно памятны были рейды в бригаду Батьки Миная (командира первой белорусской партизанской бригады Миная Филипповича Шмырева). Как-то раз было получено задание - вылететь в район Суража Витебской области. Требовалось срочно вывезти в тыл тяжелораненых партизан. Приняв троих раненых - одного в фюзеляж, двоих в кассеты, находившиеся на крыльях, - Ползунов начал взлетать. Но его самолет По-2, в отличие от обычной взлетной ситуации, с большой неохотой оторвался от земли. При наборе высоты «крылатый санитар» цеплялся за верхушки леса. И только после посадки на базовом аэродроме все стало ясно: в одну из кассет поместили двоих раненых, и это создавало определенные трудности в пилотировании легкокрылого самолета.

Спасли детдом

Под руководством командующего партизанским соединенем Полоцко-Лепельской зоны, впоследствии Героя Советского Союза Владимира Елисеевича Лобанка была разработана операция под кодовым названием «Звездочка». Согласно плану этого особого задания в ночь с 18-го на 19-е февраля 1944 года подпольная группа «Бесстрашные» и партизаны отряда имени Щорса бригады имени Чапаева спасли 154 воспитанника и 38 работников детского дома №1 Полоцка. Перед тем как отправить детей самолетами на Большую землю, партизаны и подпольщики проделали огромную работу, связанную с риском не только для себя, но и для освобожденных детей. Директор детского дома Михаил Степанович Форинко, он же руководитель подпольной группы «Бесстрашные», а также партизаны бригады, проявили большую находчивость и героизм при проведении операции. Медлить было нельзя, потому что фашисты в последнее время стали проявлять повышенный интерес к детдомовцам. Вскоре стало ясно – гитлеровцы решили использовать детей в качестве доноров. Убедив фашистское руководство, что детей в городе нечем кормить и их нужно перевести в сельскую местность, директор детского дома и руководимые им подпольщики переместили обессиленных детей в большой лесной массив, который находился в деревне Бельчицы. Именно отсюда и предстояло осуществить вторую часть дерзкого плана по доставке ребят на Большую землю. Выполнить эту боевую задачу было поручено летчикам 105-го Гвардейского авиаполка, для которых полеты за линию фронта уже были обычным делом. Ползунов в ту ночь сделал три рейса. И, когда летел к партизанам в четвертый раз, чуть было не стал добычей фашистского самолета. Ползунов резко свернул с курса, бросил машину вниз и стал по спирали спускаться к чернеющему лесу. Его, конечно, заметили, но было поздно: не так-то просто обнаружить маленький и верткий ПО-2 на фоне леса, да еще ночью. Василий Ползунов был награжден Орденом Красного Знамени.

Ценой жизни

Посмертно был награжден этим же орденом его боевой друг Александр Мамкин. Вот как было доложено в одном из боевых документов об этом подвиге: «В ночь с 11-го на 12-го апреля 1944 года самолет Р-5, пилотируемый гвардии лейтенантом Мамкиным, возвращался на базу с 13 пассажирами и был подбит. Летчик мог спастись, но он этого не сделал…» Об этом полете в бессмертие в послевоенное время не раз вспоминали участники тех грозных событий – бывшие воспитанники детского дома и однополчане бесстрашного героя. «Все было готово к полету. Через несколько минут самолет должен был отправиться в еще один смелый рейс. В пилотской кабине уже находился летчик, во второй - для штурмана – посадили десять детей. А под крыльями были прикреплены две продолговатые кассеты, куда поместили двоих тяжелораненых партизан и воспитательницу детского дома. Это была уже последняя группа детей, которым предстояло в эту ночь перелететь линию фронта и попасть на Большую землю. Полет проходил спокойно.

И вдруг раздался резкий удар, как будто в самолет кто-то бросил большую горсть камней. А через несколько секунд пилотскую кабину охватило пламя, запахло бензином. На летчике загорелся комбинезон. Самолет резко пошел вниз. При ударе о землю летчика выбросило из кабины. Но все тринадцать пассажиров самолета остались живы. Когда летчика нашли в снегу, он еще был жив. Его перевезли в госпиталь, но спасти уже не смогли. Однополчане вспоминали, что он часто говорил: «Перелететь линию фронта на нашем самолете - это все ровно что пехотинцу минное поле перейти». Мог ли летчик спастись, выпрыгнуть с парашютом? А как же дети - они-то не выпрыгнули бы с парашютом! Преодолевая боль, Мамкин умело и точно посадил самолет среди леса на маленькое замерзшее озеро. Уже за линией фронта, на нашей территории.

Виктор ТЕЛЯКОВ,
ветеран авиации. Минск

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно