27406

Рожденные летать и побеждать. Страницы белорусской авиации

"Аргументы и факты" в Беларуси № 2. Тепло нашего дома 14/01/2020
Сбитый Ю-87.
Сбитый Ю-87. АиФ

И очень часто убеждаешься, что нет в них ни пафоса, ни показного величия – только добросовестность, самообладание и повышенное чувство долга и ответственности.

Герой Советского союза

Еще в середине 30-х годов прошлого столетия на территории огромной страны Советов было установлено самое высокое почетное звание – Герой Советского Союза. Оно было учреждено Постановлением ЦИК Союза ССР от 16 апреля 1934 года и присваивалось за личные, а также коллективные заслуги перед государством, связанные с совершением выдающегося подвига.

А уроженец Брестской области Сергей Иванович Грицевец первым из белорусов стал дважды Героем Советского Союза.

Крещение  огнем  он получил в небе Испании при защите республики от фашистских мятежников Франко. На счету этого смелого лётчика было много героических полётов.

В дни противостояния милитаристской Японии на Халхин-Голе С. И. Грицевец первым возглавил подразделение новых самолетов И-153 («Чайка»), получив возможность испытать их в бою. В одной из воздушных схваток с японскими лётчиками он сбил 40-й вражеский самолет. Но тут случилась беда:  в бою был подбит самолет командира полка. Тяжелораненый лётчик спустился на парашюте на территорию, занятую врагом. Сергей Грицевец принял рискованное решение: приземлился рядом с боевым  другом, взял его на борт своего одноместного самолёта и на глазах у солдат противника поднялся в воздух.

Так понимал этот мужественный и смелый человек свой воинский долг и воинское товарищество.

Его жизнь трагически оборвалась в мирном небе Беларуси незадолго до начала Великой Отечественной войны. Выполняя очередной плановый полёт в ночных условиях при плохой метеорологической обстановке на аэродроме Болбасово Оршанского района Витебской области, он трагически погиб. Именем героя названы улицы в Минске, Ленинграде (сейчас Санкт-Петербург), Барановичах, Орше, Болбасово, а также его имя носит аэроклуб в белорусской столице.

 

 

Александр Горовец

Дело Сергея Грицевца в полыхающем небе войны продолжил другой герой голубых высот – Александр Константинович Горовец. Парень из деревни Мошкани на Витебщине после окончания 7 классов средней школы поступил в техникум, а в свободное от учебы время осуществлял в витебском аэроклубе свою заветную мечту – покорение голубых высот. После окончания авиационной школы в Ульяновске он был направлен лётчиком-инструктором в аэроклуб города Шахты Ростовской области. В июне 1942 года, через год после начала Великой Отечественной войны, младший лейтенант Александр Горовец в составе 186-го истребительного авиационного полка 4-й Воздушной армии стал проявлять незаурядные лётные качества, мужество и героизм.  И уже год спустя за его плечами  были 74 боевых вылета и 10 воздушных боёв, в которых он лично сбил два, а в группе – шесть вражеских самолётов. Это был период ожесточенных боёв на Курской дуге. Противник, не считаясь с потерями, бросал в атаки всё новые и новые силы в надежде выиграть сражение. Но советские воины уверенно шли к победе.

Награда посмертно

В один из таких дней гвардии старший лейтенант Александр Горовец вылетел в составе эскадрильи на боевое задание. И, когда оно было уже выполнено, его самолёт атаковали два самолёта противника Ме-109.  Успешно отразив их атаку, Горовец заметил группу из 20 вражеских бомбардировщиков Ю-87. Несмотря на значительные повреждения своего Ла-5 в ходе боя с «мессерами», он развернул самолет и бросился на «юнкерсов». И в этом, казалось  бы, фантастическом бою Александр Горовец сбил 9 бомбардировщиков. Но, когда уже можно было бы праздновать победу, его самолёт был атакован немецким истребителем. Уклониться от нападения было невозможно, маневрировать – тоже. Огненные трассы вражеского истребителя прошили самолёт Александра. Подбитая машина, отвесно пикируя, пошла к земле. Из последних сил лётчик открыл фонарь пилотской кабины и дёрнул кольцо парашюта, но спастись не удалось – мощный поток воздуха оторвал купол. Самолёт рухнул в воронку, оставшуюся от крупной авиабомбы, и его засыпало землёй.

Горовец стал единственным советским лётчиком, которому удалось в одном бою сбить девять вражеских самолётов. За этот подвиг Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1943 года старший лейтенант Александр Константинович Горовец был посмертно удостоен звания Героя Советского Союза.

Антон Алехнович

Автор этих строк был лично знаком с еще одним из таких героев, под руководством которого участвовал в полётах после окончания военного авиационного училища.

Антон Адамович Алехнович родился в деревне Доброводке, что недалеко от Смолевичей на Минщине. Его биография  была обычной.

Сначала сельская школа, потом фабрично-заводское обучение в Ленинграде, работа слесарем на заводе, и, наконец, по специальному комсомольскому набору его направляют в Энгельсскую школу пилотов.  Начало Великой Отечественной войны старший лейтенант Алехнович встретил на учебном лётном поле Новосибирской авиационной школы, где в ту пору работал лётчиком-инструктором. Первые боевые вылеты Алехновича  пришлись на те грозные дни, когда враг упорно рвался к Волге. Под Сталинград тогда была стянута вся дальняя авиация Красной Армии. Экипаж Алехновича сделал 15 боевых вылетов на бомбометание по позициям врага в Сталинграде. Война была в самом разгаре, 4-й авиационный полк дальнего действия успешно вступил в единоборство с лютым врагом. На самолёте ДБ-3Ф, а чуть позже на легендарном ИЛ-4 его бесстрашные «соколы» выполняли авиаподдержку войск  в этот грозный и решающий период войны. В начале 1943 года экипаж Антона Алехновича  в составе штурмана Владимира Павлова, стрелка Александра Карпова и бортового радиста Петра Гаврилова выполнял дальние рейсы в тыл противника, нанося удары по целям в Брянске, Орле, Смоленске, Киеве, Полтаве, Кременчуге, Харькове, Орше, Могилеве и  Гомеле.   Были дальние боевые полёты и на Кенигсберг, Данциг и Берлин. А полёты к белорусским партизанам стали для Алехновича особенно памятными и важными. Ведь это был его личный вклад в освобождение родных мест  от врага.

Шел август 1944 года. Была успешно завершена знаменитая военная операция по освобождению территории Беларуси «Багратион». Родина высоко оценила заслуги экипажа Антона Алехновича  в активной помощи партизанскому движению. Командир экипажа и штурман стали Героями Советского Союза, а стрелок и радист были награждены орденами Красного Знамени.  Начав войну рядовым лётчиком, Антон Алехнович  закончил её заместителем командира гвардейского авиаполка. На счету этой прославленной авиационной части сотни боевых вылетов. 260 из них выполнил экипаж Алехновича, в том числе 25 вылетов к белорусским партизанам.

После СССР

После распада СССР в 1991 году звание Героя Советского Союза было упразднено. Но на смену ему в некоторых республиках постсоветского пространства пришли свои высшие награды. Первым появилось звание Героя Российской Федерации. На данный момент его удостоены и двое белорусов. Это уроженец Витебской области генерал-лейтенант А. И. Семенков, доставивший в ночь на 9 мая 1945 года из Карлстона в Москву  на самолёте ЛИ-2 Акт о безоговорочной капитуляции фашистской Германии. А также лётчик-космонавт Олег Новицкий.

В апреле 1995 года Постановлением Верховного Совета Республики Беларусь была учреждена высшая степень отличия в нашей стране - Герой Беларуси. Первым, кому было присвоено это высокое звание, стал военный лётчик, подполковник Владимир Николаевич Карват.

Виктор Андреевич Теляков, член Белорусского союза офицеров

Оставить комментарий (1)

Также вам может быть интересно