www.aif.ru 0 4452

Скрипичный дьявол. Жизнь и достижения «разбойника» Паганини

Скрипичный дьявол. Жизнь и достижения «разбойника» Паганини.

 

Родился же Никколо днём ранее в доме номер 38 на улице Пассо ди Гатта Мора, что в переводе значит «Чёрная Кошка»

Впоследствии это невинное в общем-то название склонялось на все лады, как, впрочем, и фамилия знаменитого скрипача-виртуоза. Дескать, одно к одному. И чёрная кошка, которая считалась несомненным атрибутом нечистого, и фамилия, которая переводится не иначе как «язычник, идолопоклонник». И сам он - дико некрасивый, худой, как скелет, нервный, дёрганый, пугающий, но при этом притягательный именно что дьявольски. Ясное дело, всё это неспроста. Европа, взбудораженная очень кстати появившимся «Фаустом» Гёте, была уверена - этот итальянский скрипач продал душу дьяволу.

Кишечные струны

Сарафанное радио «просвещённых» столиц добавляло жару. Не просто продал, а с особым цинизмом. Оказывается, сначала наш герой возглавлял шайку разбойников. Похищал благородных дам, а их мужей предавал мучительной смерти. Был отпетым гомосексуалистом, но попал на каторгу за убийст­во своей возлюбленной.

Причём каким-то макаром умудрился протащить с собой в тюрьму скрипку со струнами, сделанными то ли из кишок убитой, то ли из её паховых сухожилий. Второе, разумеется, пикантнее. На смычок он натянул её же несравненные белокурые волосы, а вместо канифоли использовал опять-таки её подкожное сало. Каким образом эта скрипка вообще могла играть, никого не волновало. Вернее, объяснение нашли - Князь мира сего предложил Паганини сделку: мол, ты мне - душу, а я тебе - освобождение из узилища, волшебно звучащую скрипку, а главное - несравненное мастерство и бешеную популярность с бешеными гонорарами. Можно с уверенностью сказать - в этом плане Паганини был первым рокером, о которых иной раз так и пишут: «Рок-музыка на службе у сатаны».

Строгих, «правильных» музыкальных критиков раздражало всё. И поведение публики на его концертах: «Стая обезумевших павианов, обуреваемая самыми низкими эмоциями, которые пробуждает в них дьявольская музыка этого итальянца». И сам он, тощий, длинный, нелепый, дерзко опровергающий главный принцип приличного сценического поведения - абсолютную неподвижность исполнителя. «Он качался во все стороны, словно пьяный. Он подталкивал одну ногу другой и выставлял её вперёд. Руки он то вскидывал к небу, то опускал к земле, протягивал их к кулисам. Потом снова останавливался с распростёртыми объятиями, обнимая самого себя. Он широко открывал рот...» В общем, приличные музыканты так себя не ведут.

Поп-идол

Больше всего, разумеется, раздражала его популярность. О венских гастролях Паганини писали с плохо скрываемой завистью. Оно и понятно - он был первым музыкантом, который умудрился извлекать дополнительную выгоду из собственного пиара. Если бы тогда носили футболки с принтами, можно ручаться - вся Вена щеголяла бы с изображением маэстро на пузе. Впрочем, примерно так оно и было: «Кондитеры изготовляли бюсты Паганини из цуката, пекли булки в форме скрипки, в ресторанах клали на столы салфетки, сложенные в форме силуэта Паганини, дамы и девицы причёсывались «под Паганини». Его изображение появилось на набалдашниках тростей, на брелоках, шпильках, трубках, табакерках и даже на носовых платках...»

Если даже сегодня кое-кого бесят портреты поп-идолов на сумках и майках, можно представить, что творилось тогда. А Паганини ещё и умел, как сейчас бы сказали, «отжечь» и вне сцены. В Варшаве он, играя на коронационных торжествах своего тёзки, Николая I, принял от него бриллиантовый перстень. Но на приглашение посетить Москву и Петербург ответил «жандарму Европы», может, и глупо, но лихо и предерзостно: «Не поеду я путешествовать до самого Китая!» Скандал, конечно, замяли, однако Паганини не угомонился. Уже на другом конце Европы, в Ирландии, стране богатейшей музыкальной культуры, где любимым героем детских сказок является скрипач Рафтери, итальянца принимали с прохладцей. Но он всё-таки сумел покорить ирландцев. На одном концерте простодушные потомки кельтов крикнули ему: «Неплохо играешь! Хлебни-ка виски и сбацай что-нибудь наше!» От виски Паганини отказался, но просьбу уважил - заиграл заранее подготовленную вариацию на национальный гимн независимой Ирландии - «День святого Патрика». Присутствовавшие на концерте англий­ские военные моряки, а по сути оккупанты, хозяйничающие в некогда независимой стране, сделали попытку освистать маэстро. Но - тщетно. Ирландцы встали и устроили такую овацию, что свистки заглохли сами собой. А Паганини признали чуть ли не вторым Рафтери.

Кстати, вот как рассказывали ирландцы о своём национальном герое: «Люди забывали голод и жажду, жару и холод, пока звучала его чарующая музыка. В каждом уголке человеческого сердца отдавались звуки его скрипки». Они очень хорошо поняли, что всё сказанное справедливо и для этого итальян­ского парня с чудно`й фамилией Паганини.

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2020 году

Актуальные вопросы

  1. Откуда появилось правило «пропусти помеху справа»?
  2. Нужно ли покрывать машину воском после мойки?
  3. Можно ли вернуть билет на концерт?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by