10151

В рабство из-за голода. Права невольников в Статутах ВКЛ

"Аргументы и факты" в Беларуси № 30 25/07/2017
Дети, рожденные в семье невольника, тоже становились рабами.
Дети, рожденные в семье невольника, тоже становились рабами. Фото из открытых источников

Рабы, которых называли челядью, трудились в домах и на полях хозяев и жили либо в постройках прямо на поле, либо в отдельных домах рядом с крестьянскими жилищами. За свой труд они ежемесячно получали месячину - норму продовольствия для себя и своей семьи. Сельскохозяйственные рабы, жившие по отдельности в домах, имели небольшие участки земли для ведения своего хозяйства. Челядь считалась имуществом хозяина. Единственным его обязательством по закону было кормить их во время голода. Если же он выгонял рабов в голодные времена со своих угодий, а им удавалось выжить, тогда бывшая челядь становилась свободными людьми. Большим количеством рабов владели в основном вельможи, которым они были нужны для обработки земель. Дворяне могли иметь немного рабов,  главным образом в качестве домашних слуг. Землю дворян обрабатывали крестьяне арендаторы.

Согласно первому Статуту ВКЛ 1529 года человек становился рабом в четырех случаях: если родился в семье рабов, если был захвачен в плен, если сочетался с рабом браком, вместо казни за преступление. Третий Статут 1588 г. сократил этот перечень и постановил, что обратить в рабство можно только военнопленных. При этом дети пленников рабами уже не считались и должны были быть расселены на земле. Рабы, расселенные на земле и привязанные к ней, получали статус отчичей – то есть наследственных крепостных. С принятием третьего Статута число рабов в Великом княжестве Литовском резко сократилось, но, как пишут историки, на практике полностью искоренено рабствоне было до начала XVII века.

Фото: Фото из открытых источников

Документально

Из Статута ВКЛ 1529 г. (раздел XI):

Еврей, татарин не должен держать в неволе христиан.

В ТЕМУ
Последней страной, официально отменившей рабство, стала Мавритания. Произошло это в 1981 году, всего 36 лет назад.
Также постановляем: если бы какой-нибудь еврей или татарин какого-нибудь сословия купил или взял в залог христианина, от настоящего времени приказываем воеводам, старостам, державцам, чтобы они узнавали о таких случаях, и каждого такого христианина освобождаем из неволи у еврея или татарина и таким именно образом: если хозяин купил его навечно или невольник родился от купленной женщины, то такой невольник, достигнув совершеннолетия, должен отработать у хозяина семь лет, а по истечении семи лет должен быть отпущен на свободу.

Если бы кто-нибудь продал в рабство своего сына или свободного человека.

Также постановляем: если бы кто-нибудь из-за голода продал в рабство свободного человека, или своего сына, или самого себя, то такой договор не должен иметь силы, и, когда прекратится голод, тот человек, достав деньги, отдаст их кредитору, а сам снова станет свободным. А если бы кто-нибудь из-за голода или за хлеб продал или отдал кому-нибудь своего невольника, то такой невольник должен принадлежать тому вечно.

Если бы кто-нибудь во время голода прогнал свою челядь.

Также постановляем: если бы кто-нибудь во время голода прогнал со двора свою несвободную челядь, не желая ее содержать, а челядинцы во время голода прокормились бы сами, то они уже не должны быть невольниками, а становятся свободными. А поступать следует таким образом: если пан прогонит челядинцев, то они должны сообщить поветовому враднику, или городскому бурмистру, или мещанам, что пан прогнал их; а те, кому они сообщат, должны известить того пана, чья челядь. И если бы он действительно прогнал челядинцев, не желая их кормить, то они уже вечно должны быть свободными.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно