22822

Когда и как учить ребёнка читать

Дань моде

Сторонники раннего обучения утверждают, что наиболее важным периодом для интеллектуального развития является возраст от 3 месяцев до 3 лет. «После трех уже поздно» – так называется знаменитая книга основателя японской ассоциации раннего развития Масару Ибуки, одного из крупнейших идеологов раннего обучения. Похожей точки зрения придерживаются создатели методик раннего умственного развития: Глена Домана, Зайцевы, Никитины… Авторы считают, что, чем младше ребенок, тем проще его обучать.

К нам мода на «развивалочки» и чтение с пеленок пришла в последние 5–7 лет, когда как грибы стали появляться центры развития, в избытке продаваться различные пособия, книги, методички для родителей по раннему обучению. Мамы и папы принимаются обучать малыша с первых месяцев, чтобы ребенку в будущем было проще построить успешную карьеру и достигнуть серьезных высот.

Однако эти родители не понимают, что в преждевременной интеллектуализации существует масса «подводных камней», которые, образно выражаясь, способны «словно ри­фы, распороть дно корабля».

Горячие головы

Созревание мозга длится с рождения до 15 лет. Нейропсихологи выделяют три этапа:

С начала беременности до 3 лет. На данном этапе формируется первый функциональный блок мозга: структуры и системы, отвечающие за телесное, эмоциональное и познавательное состояние ребенка.

С 3 до 7–8 лет. В этот период созревает второй  функциональный блок, управляющий восприятием: зрительное, вкусовое, слуховое, кинестетическое, обоняние, осязание.

С 7–8 до 12–15 лет. Возраст развития сознательной психической  деятельности.

Блоки формируются последовательно, и попытки перепрыгнуть какой-то этап негативно сказываются на процессах, которые, согласно «природной программе», должны закладываться в данный момент. Проще говоря, происходит искажение естественного развития. Реакция на раннее обучение может проявиться не сразу, но она все равно аукнется спустя годы, вылившись  отклонениями в эмоционально-личностных взаимоотношениях с другими людьми, тиках, неврозах, навязчивых движениях, заикании, дизартрии (нарушении речи).

А по мнению офтальмологов, преждевременное обучение чтению опасно для глаз. Окулисты не советуют учить детей читать ранее 5–6 лет, пока еще не закончилось формирование цилиарной мышцы, отвечающей за зрение. Зрительные нагрузки в раннем возрасте могут привести к развитию близорукости.

Всему свое время

Еще одной негативной стороной ранней интеллектуализации малыша является десоциализация. Период до 7 лет чрезвычайно важен для психо-эмоционального развития ребенка. В первые годы закладываются базовые понятия нравственных устоев: доброта, жалость, стыд, любовь, верность, преданность, честь, честность, справедливость…

Самое важное для малыша на данном этапе – научиться контактировать с внешним миром, вступать в отношения, взаимодействовать и чувствовать других людей. Именно поэтому младенцу нужна безусловная любовь матери. Через материнскую ласку, нежность и заботу кроха учится любить мир и окружающих. Малышу первых лет жизни важно обогащать свой внутренний мир положительными эмоциями, а лет с трех-четырех – и сюжетно-ролевыми играми. Знаменитый психолог Даниил Эльконин говорил, что дошкольный возраст – это этап индивидуального психического развития, главной деятельностью которого является игра. Именно благодаря игре совершаются наиболее важные изменения в психике ребенка и происходит подготовка к переходу на новую ступень развития – обучению.

Когда малышу вместо игр, потешек, детских песенок и стишков дают изучать цифры и буквы, формирование эмоциональной сферы затормаживается. Восполнить этот пробел будет очень трудно. У ребенка в полной мере не разовьются такие качества, как умение сопереживать, сочувствовать, любить, – навыки, необходимые для построения крепкой семьи. Вспомните истории вундеркиндов: подавляющее большинство из них страдало различными комплексами, депрессиями, порожденными неумением строить отношения со сверстниками и представителями противоположного пола. Впрочем, и малыши, которых не обучали пяти языкам с рождения, а просто учили читать с 2–3 лет, переживают подобные трудности, поскольку в раннем возрасте, когда нужно было осваивать культуру общения, они сидели за книгами.

Набило оскомину

При обучении чтению одним из важнейших аспектов является наличие мотивации. Малыш должен учиться читать не по указке родителей, а по собственному настойчивому желанию. Инициатива должна исходить от ребенка. Ведь процесс обучения – не из легких, и, если у ребенка нет понимания, для чего ему это нужно, занятие быстро надоест, а уроки чтения будут ассоциироваться с нудным, кропотливым и бесцельным трудом. Да, ребенок в три года может бегло читать, но радость ему это вряд ли принесет. В этом возрасте малыши еще читают чисто технически: процесс складывания букв в слова затруднителен, и, пока ребенок дочитает предложение до конца, он уже забывает, о чем читал вначале. На понимание и усвоение текста сил уже не хватает. Таковы особенности возраста. По статистике, 70% детей до 5 лет не понимают прочитанное самостоятельно. Зато малыши отлично схватывают и впитывают информацию, когда им читают взрослые.

С фонариком под одеялом

Желание самому освоить искусство чтения появляется, как правило, к 6–7 годам, в редких случаях – в 5 лет. Стремление возникает, когда ребенок подражает умеющим читать старшим братьям и сестрам или книголюбам-родителям. Иногда ребенка может подстегнуть знакомство с ровесником, который научился читать. Случается, желание порождает и экстремальная ситуация: например, малыш попадает в больницу без мамы, почитать на ночь некому, и ребенок в редкие посещения родителей просит обучить его нелегкой науке, чтобы развлекать себя самостоятельно. В этом возрасте технический навык осваивается легко, и ребенок уже способен концентрироваться одновременно на словосложении и смысле рассказа. Малыш с упоением зачитывается детскими книжками, открывая для себя удивительные миры. Чтение (когда оно не из-под палки) становится настоящим эстетическим удовольствием: развивающим, обогащающим. Не лишайте ребенка радости познания, не гоните его вперед, и тогда он проявит поразительные способности, научившись не просто складывать слова из слогов, а полюбив литературу на всю жизнь.

Интересно

Американский профессор Р. Мур говорил: «Не получено никаких бесспорных доказательств того, что программы  дошкольного обучения ведут к успеху, напротив, имеющиеся важные доводы убеждают, что это не так. Внушительное число исследований свидетельствует о том, что в среднем лучше занимаются дети, начавшие учиться позже».

Важно

Профессор, психоневролог-психотерапевт Вилен Гарбузов: «Мы говорим об опасной тенденции чрезмерно раннего (до 5 с половиной лет) обучения чтению, письму, математике, иностранному языку, шахматам, музыке по нотам, обучению на дисплее, игре со сложными электронными устройствами. Буквы, цифры, схемы, ноты вытесняют образы, подавляют образное мышление…»

Александра Филатова 

Цитата

Доктор Хельмут фон Кюгель, немецкий исследователь проблемы раннего развития ребенка, утверждал: «Увеличение числа нервных и психических расстройств, нарушений поведения у детей с ранним интеллектуальным развитием ужасает, однако все это предсказуемо, если исходить из природы ребенка… В конце концов начали решительно протестовать психологи и педиатры, приемные которых переполнились детьми, пострадавшими от раннего дошкольного обучения. Специальным комиссиям при министерствах еще предстоит разобраться с новой математической и логической дрессурой, ранним обучением чтению и методикой пословного чтения, да и вообще с безудержными педагогическими экспериментами».

Читайте также

Кому нужен вундеркинд? Раннее развитие: «за» и «против»

 

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно