6197

Любитель женщин. Густав Климт и его подлинная страсть

№ 34 от 18 августа 2015 года 18/08/2015

 

В жизни мастера тоже было множество дам, хотя скрытный, замкнутый Климт не терпел разговоров и расспросов о личном - любопытным он просто советовал смотреть на его полотна.

Новый стиль

Сын простого гравера из многодетной семьи, Густав вырос в доме, где на счету была каждая монета. К счастью, его талант к рисованию был вовремя замечен. В 1876 году Густав вместе с братом Эрнстом поступили в Школу прикладного искусства. Вскоре, объединившись в творческое трио с еще одним студентом Францем Матчем, они уже принимали коммерческие заказы.

Популярность талантливой троицы росла день ото дня. И все же почивать на лаврах было рано. Климт жаждал независимости, а ее приносили деньги. Поэтому он трудился без устали, завоевывая славу талантливого художника у ценителей искусства и истинного ловеласа - у жен ценителей. «Его окружали загадочные женщины, которые, в то время как он молчаливо стоял перед мольбертом, прохаживались по мастерской, потягиваясь, оглядываясь вокруг. При этом они всегда были готовы исполнить приказ хозяина и стоять неподвижно, когда он ухватывал позу или движение. Если вдруг что-то взывало к его чувству прекрасного, он запечатлевал это в рисунке», - так описывал обстановку в мастерской Климта его современник, художественный критик Франц Серваез.

«Он помешан на женщинах», - шептались о Климте в обществе. Он, смеясь, пожимал плечами: «Я помешан на живописи».

В начале творчества, когда его новый художественный стиль только начал формироваться, Густава Климта нещадно критиковали: за искажение религиозной символики и  исторических сюжетов, за неприкрытую чувственность картин, которую венское общество просто не могло принять. Но постепенно Густав стал, что называется, «модным» живописцем. Его принимали в известных салонах Вены, хотя скрытный художник старался избегать высшего общества. Однако выходить в свет ему все же приходилось, ведь именно там он находил героинь для будущих живописных работ. Богатые венские промышленники  мечтали заполучить «своего Климта» и заказывали ему портреты своих жен, дочерей и подруг.

Три портрета

Картине «Поцелуй», созданной Климтом в 1907-1908 годах, в так называемый «золотой период» его творчества, посвящены стихи, статьи и трактаты, о ней написаны научные работы и диссертации. Ее принято подолгу рассматривать, и каждый видит в ней что-то свое. Кто-то - лишь влюбленную пару, символ беззаботного счастья. Кто-то - женщину, покоряющуюся  мужчине, которого любит. Но ни у кого нет сомнений в том, кто именно изображен на полотне: в этих мужчине и женщине - уверены критики - воплощены, пусть и не буквально, образы Густава Климта и Эмилии Флоге.

Согласно одной из версий знакомства Эмилии и Густава художник и дочь промышленника, владельца фабрики по производству трубок, впервые встретились… в классной комнате. Заботясь о надлежащем образовании дочери, родители Эмилии, состоятельные венцы, предложили Климту давать 12-летней девочке уроки живописи. Густаву были нужны деньги, и он согласился. Вряд ли его тогда интересовала маленькая ученица. Искусство - единственное, о чем Климт способен был размышлять с подлинной страстью.

Какой на самом деле была эта встреча? Этого не знает никто. Климт не вел дневников, не изливал душу друзьям, не писал писем. Единственное сохранившееся письменное рассуждение художника о себе содержится в коротком тексте под названием «Комментарий к несуществующему автопортрету»: «Я скорее интересуюсь другими людьми, особенно женщинами, и даже еще больше другими явлениями. Я убежден, что как человек я не очень-то интересен. Во мне нет ничего особенного, чтобы смотреть на меня. Я художник, который пишет каждый день с утра до вечера. Фигуры, пейзажи, время от времени - портреты. Я недостаточно хорошо владею словом, чтобы взяться за рассказ о своей работе… Если вам действительно хочется больше узнать обо мне - как о художнике, разумеется, - посмотрите внимательнее на мои картины, которые расскажут вам обо мне намного лучше, чем я сам». О прочем - молчание.

Первый портрет Эмилии кисти Густава Климта изображает девушку с тонким профилем, нежным румянцем на бледной коже, мечтательным взглядом. В аккуратно уложенных волосах - диадема. В глазах - надежда на то, что будущее исполнено чего-то невообразимо прекрасного, что случится совсем скоро. Нужно лишь чуть-чуть подождать. Иначе ведь и быть не может, не так ли?

Художник создал лишь три портрета Эмилии Флоге. Два из них мало известны широкой публике. На них - та самая юная девушка. Никакой мишуры и позолоты. Быть может, поэтому вспомнит о них лишь знаток. Третий отвергла сама Эмилия Флоге. На этом портрете, узком и вытянутом по образцу японских гравюр, - тонкая высокая красавица с мягким, немного ироничным взглядом. Теперь ее красота - совсем другого свойства: зрелая, уверенная в своих чарах и, кажется, способная покорить любого.

На последнем портрете Эмилия - тонкая высокая красавица с мягким, немного ироничным взглядом.

Другая жизнь

Других женщин в жизни Климта было очень много. Валери Нойзель впоследствии ушла к его другу и ученику Эгону Шале. Мицци Циммерман стала матерью двоих его детей… Адель Блох-Бауэр - та самая Юдифь, глядя на портреты которой, даже несклонные к пуританству ценители искусства стыдливо опускали глаза. Сближение с Аделью произошло вскоре после того, как Климт начал работать над ее портретом по заказу мужа – богача Фердинанда Бауэра. Работа продолжалась четыре года; полотно впоследствии стало знаменитым, получив название «Золотая Адель». 12 лет длилась любовная связь художника и модели. Им было хорошо вместе. Густав считал, что это счастье ему подарено небесами. Его не покидало вдохновение, и за эти годы он создал еще три портрета Адели Блох-Бауэр, тоже принесшие ему успех.

Альма Махлер, жена известного австрийского композитора, вспоминала о настойчивых приглашениях художника прийти посмотреть его мастерскую. Однажды Климт сказал ей: «Ваши чары ничего не потеряли бы от той власти, которую я мог бы над ними иметь». Спустя годы Альма признала: «Каждый раз, когда я встречала его, меня охватывала неуемная дрожь, и это длилось на протяжении многих лет».

Но все эти женщины возникали и исчезали из жизни Климта, а Эмилия оставалась, спасая его от череды тяжелых депрессий, которым художник был подвержен всю свою жизнь. С нею одной он делился сомнениями о том, что представляла собой его живопись. Ей писал из своих путешествий по Европе короткие записки на открытках - о том, что прогноз погоды в Италии ужасен: адски жарко и сухо; о том, что искусство на Апеннинах прекрасно, но он не может дождаться возвращения в Вену... О том, что им надо сходить в оперу тотчас же, как только он вернется домой… Летние месяцы Климт и Эмилия всегда проводили вместе в небольшом домике семьи Флоге на озере Аттерзее. Густав писал портреты и пейзажи - окрестности там удивительно хороши. Эмилия работала над платьями для новой коллекции. Она была модельером и вместе со своей сестрой Хеленой с 1904 года держала в Вене салон «от кутюр» под названием «Сестры Флоге». Климт охотно принимал участие в деле Эмилии. Он даже создал рисунки и разработал силуэты целой серии платьев для нее. Они рыбачили, веселились, принимали гостей. Но затем лето заканчивалось, и все возвращалось на круги своя…

Эмилия помогала Климту переживать и счастливые моменты, и удары судьбы, была рядом с художником до конца его дней, однако свою жизнь разделить с ним так и не решилась. Когда Климта не стало, все что осталось ей от возлюбленного, - множество рисунков. Сотни эскизов портретов прекрасных женщин, так и не ставших полотнами.

Екатерина ВАСНЕЦОВА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно