Немалый ажиотаж вызвал приезд в Россию Ника Вуйчича – австралийца, который родился сразу без четырёх конечностей, однако сумел стать известным оратором, писателем и певцом. Между тем в России еще в XIX веке был свой «Вуйчич» – Николай Кобельков, появившийся на свет в 1851 году в окрестностях города Троицка в Челябинской области.
Кобельков, вероятно, страдал редким заболеванием – синдромом тетраамелии, который приводит к отсутствию конечностей. Однако, несмотря на свой недуг, сумел сделать карьеру – переехал в Европу, женился, основал собственный цирк в Вене (Австрия), который в качестве процветающего предприятия достался его многочисленным потомкам.
Кольцо на шее
Родился Кобельков в довольно обеспеченной семье градоначальника города Вознесенска. Семьи тогда были большие – у Николая было 16 братьев и сестёр. Рождение ребёнка с такой патологией шокировало родителей Кобелькова. Они приглашали для консультаций множество специалистов – в том числе известного в те времена хирурга Теодора Бильрота. Помочь не смогли никакие специалисты, и родители, несмотря на потрясение, решили воспитывать Николая как обычного мальчика.
Родные вспоминали, что и в детстве, и в юности Николай вёл довольно активную жизнь – ходил на рыбалку, охоту и даже ездил на лошади, обмотав поводья вокруг плеч.
Отец подыскал сыну первое место работы – на собственных золотых приисках в Оренбургской губернии. Здесь Кобельков вёл бухгалтерию, но, видимо, чего–то ему всё–таки не хватало. Поэтому в августе 1870 года он принял предложение театрального режиссёра В. Берга, который оказался в тех краях – играть в театре в Санкт–Петербурге. У Берга были необычные представления, где комбинировались обычные спектакли и цирковые номера.
У Кобелькова началась совсем другая жизнь – с постоянными выступлениями, гастролями. Его начали узнавать. Одним из зрителей был саксонский король Альберт Первый. Публику поражало, что Николай мог вдевать нитку в иголку, развязывать сложные узлы и даже поднимать человека – насколько он был силен физически.
Во время гастролей в Австрии он познакомился с местной уроженкой Анной Вильферт, которой было всего 18 лет. Анна была сестрой Августы Шааф, которая держала театр в венском парке Пратер. Кстати, Отто, брат Анны, впоследствии был антрепренером Кобелькова.
Предложение девушке Николай сделал необычным способом – нес обручальное кольцо в мешочке на шее, а потом достал зубами. И позднее по понятным причинам кольцо он носил в мешочке на шее.
Поженились Николай и Анна в 1876 году, но интересно, что удалось им это не с первого раза. Тогда Вена была столицей Австро–Венгерской империи, где религиозные круги довольно подозрительно относились к бракам между людьми разных вероисповеданий. Особенно если речь шла о православном Кобелькове и Вильферт, которая была прихожанкой евангелической церкви.
Пара отправилась в Будапешт – он тоже был частью Австро–Венгрии, но пользовался определённой автономией. К межконфессиональным бракам тут относились более спокойно и зарегистрировали брак Николая и Анны. Впоследствии у них родилось 11 детей, из которых 6 выжили и потом помогали отцу в выступлениях. К слову, никто из многочисленного потомства Кобелькова не унаследовал заболевания отца.
На экране Кобелькофф!
Свои первые деловые качества Николай Кобельков продемонстрировал ещё на отцовских приисках, а затем подтвердил хватку на новом поприще, когда купил в парке Пратер участок земли, где открыл аттракционы. В их числе была и горка для саней – возможно, Николай вспомнил собственные забавы в далёком Вознесенске во время зимы.
Выступал Кобельков и сам, так как его номера неизменно вызывали интерес публики – одним из самых известных был номер, когда Кобельков заходил в клетку со львом. Зрители были уверены, что это верная погибель, Кобельков казался совершенно беззащитным, но все заканчивалось благополучно.
Кроме того, Кобельков на глазах у зрителей рисовал картины, которые потом продавал публике.
Во время гастролей в Америке, где Кобельков выступал целый год, он снялся в короткометражном фильме – впрочем, в ту пору зарождения кинематографа все фильмы не отличались большим хронометражом. Фильм под названием «Kobelkoff» демонстрировал, как Николай (место рождения которого в титрах обозначали как Сибирь) наливает из графина какой–то напиток, выпивает, стреляет из пистолета, пишет картины, поднимает гирю и танцует.
Оставил целое состояние
Парк аттракционов в Пратере оказался прибыльным предприятием – Кобельков смог оставить в наследство детям целое состояние. В Россию он больше не приезжал, так как нашёл в Австрии второй дом. К тому времени он был настоящим полиглотом – говорил на английском, немецком, французском, итальянском, чешском и венгерском языках.
Имена у детей тоже были европейскими – Отто, Эрнест, Пауль и так далее. Правда, были также и Николай с Еленой. Потомки Николая до сих пор получают доход от аттракционов парка Пратер.
Окруженный любящими детьми Николай Кобельков пережил жену, которая скончалась от апоплексического удара. Он очень переживал её кончину и писал: «Она была лучшим, благороднейшим созданием, когда–либо жившим на Земле. Она была ангелом, вошедшим в мою жизнь, чтобы подарить мне величайшее счастье. Ни одна женщина не могла бы с ней сравниться в доброте и верности».
Сам Николай Кобельков умер в 1933 году в возрасте 82 лет. Похоронили его на Центральном кладбище Вены, где и по сей день можно увидеть его могилу, которую показывают как местную достопримечательность.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть