www.aif.by 0 2784

Сколько должен длиться урок в школе

Какие факторы нужно учитывать, планируя продолжительность урока? Как сделать так, чтобы ученику было легко и интересно воспринимать новый материал? Разберемся по порядку.

Мы уже давно привыкли, что урок в школе длится 45 минут. Но целесообразно ли это с точки зрения эффективности обучения? Какие факторы нужно учитывать, планируя продолжительность урока? Как сделать так, чтобы ученику было легко и интересно воспринимать новый материал? Разберемся по порядку.

Особенности внимания у детей разного возраста

Прежде всего необходимо понимать, что умственное развитие детей разного возраста сильно отличается. Это касается памяти, концентрации, мотивации и, что особенно важно, внимания.

В ходе исследований ученые обнаружили 3 вида внимания:

  1. Непроизвольное (возникает само по себе, без каких-либо усилий);
  2. Произвольное (появляется из волевого усилия и саморегуляции, направлено на конкретный объект интереса);
  3. Послепроизвольное (является следствием творческого вдохновения и не требует волевого усилия).

Для каждого возраста характерно преобладание определенного вида внимания, и, исходя из этого, нужно подбирать соответствующие методы управления вниманием. Кроме того, особенности внимания нужно учитывать при разработке плана и длительности урока.

Младшая школа:

  • преобладает непроизвольное внимание – ребенка интересует все яркое, новое и необычное;
  • внимание неустойчиво и нестабильно – ребенку сложно долго изучать неинтересный предмет;
  • еще не выработалась способность к быстрому переключению – ребенок не может переключаться между разными предметами без потери качества обучения.

Оптимальная продолжительность урока для учеников младшего школьного возраста – около 35 минут. При этом очень желательно разбавлять подачу новой информации играми.

Средняя школа:

  • развивается произвольное внимание – ребенок хорошо усваивает интересный ему материал;
  • внимание все еще очень избирательно, но уже развивается способность к сосредоточению;
  • внимание часто переключается – ученик отвлекается на более интересные ему занятия;
  • постепенно растут все показатели внимания (объем, концентрация, направленность и др.), но порой ребенок может быстро утрачивать мотивацию к обучению и становиться рассеянным.

В средней школе продолжительность урока уже может составлять 45 минут. Но при этом важно не перегружать учеников информацией и уменьшать нагрузку к концу учебного дня, когда остро проявляются усталость и растерянность.

Старшая школа:

  • снова проявляется непроизвольное внимание – подростка привлекает все новое и интересное;
  • параллельно развивается послепроизвольное внимание – ребенку легко и интересно узнавать важную для него информацию;
  • появляется способность к длительной концентрации.

Учебная программа для учеников старшей школы должна быть яркой, насыщенной и интересной. А учитывая возрастающие показатели внимания, продолжительность урока может составлять 1 час.

Составляющие эффективного урока

Выбор оптимальной продолжительности урока – важный шаг на пути организации эффективного учебного процесса. Но нужно позаботиться и о структуре урока, форме подачи материала и грамотном распределении отведенного времени. Специалисты дают несколько советов по этому поводу.

  1. Последние минуты урока можно и даже нужно «разгружать» – вместо выкладки сложного материала или написания контрольной лучше позволить детям расслабиться и обдумать полученную информацию;
  2. Чтобы ученики не слишком утомлялись, желательно чередовать разные формы подачи материала: рассказ учителя, интерактивные игры, самостоятельное изучение параграфа и т. д.;
  3. Для учеников старшей школы приемлемо чередование форм подачи материала даже в пределах одного урока, но для младших лучше выбирать что-то одно.

К сожалению, в обычных школах далеко не всегда придерживаются рекомендаций по организации учебного процесса. Чаще всего подача материала осуществляется в виде монотонного рассказа, а уроки во всех классах длятся одинаково – 45 минут. Что же делать, когда продолжительность и структура уроков не соответствуют особенностям и потребностям детей?

В поисках золотой середины

Недостатки школьной системы образования можно частично нивелировать грамотным домашним обучением и самостоятельными занятиями с ребенком. Но, конечно, оптимально было бы отдать ребенка в одну из школ, которые используют новейшие педагогические методы и креативно подходят к организации учебного процесса.

Если же заниматься с ребенком просто нет времени, а перевод в другую школу не представляется возможным, отличным подспорьем станут специальные курсы. Уже сейчас жители Беларуси могут записать своих детей на занятия ментальной арифметикой и мегаскорочтением в Академию развития интеллекта для детей и взрослых Smartum.

Занятие здесь длится 2 часа, но 80% времени – в игровом формате. Такой подход дает прекрасные результаты: дети быстро схватывают новый материал, совершенствуют свои способности, улучшают оценки в школе и не чувствуют усталости, как после обычных уроков.

 

На правах рекламы 

Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2018 году


Актуальные вопросы

  1. Каковы основные итоги встречи Лукашенко и Алиева?
  2. Правда ли, что при плохой погоде больше хочется выпить?
  3. Можно ли разным людям пользоваться одной мочалкой?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by