19056

Позолоченный век. Брак с Пырьевым дал Ладыниной все. И отнял - тоже все

"Аргументы и факты" в Беларуси № 27. Долги наши тяжкие 03/07/2018

Когда мы говорим о «золотом веке» советского кино - 30-40-х годах, на ум сразу приходят два имени: Любовь Орлова и Марина Ладынина. Они были очень разными: первая воплощала для жителей необъятной страны аристократичный шик с оттенком Голливуда, вторая же служила олицетворением простой деревенской девушки. Но и сходство, конечно, было: например, обе эти подруги-соперницы снимались только у своих мужей и были их любимыми музами. Обе были символом желанного мира и лучшего, светлого будущего…

«Что-то в глазах»

Если Любовь Орлова всю жизнь скрывала дворянских предков, то Марина Ладынина, наоборот, стеснялась одного только названия своей малой родины - деревни Скотинино. И местом рождения указывала сибирское село с более благозвучным именем «Назарово» - туда крестьянская семья Ладыниных переехала вскоре после рождения Марины. Отец большого семейства имел три класса образования, мать и вовсе была неграмотна, зато все члены семьи были артистичны от природы. Этот природный артистизм, бьющее через край обаяние отличали Ладынину всю жизнь. Как и удивительное, опять же природное, чувство собственного достоинства, внутренняя свобода, нравственная выдержка и стать. «В глазах у нее есть что-то свободное!» - говорили о ней во МХАТе.

В театре к Ладыниной вообще относились очень хорошо. Константин Сергеевич Станиславский и Владимир Иванович Немирович-Данченко баловали ее, хотя поначалу задействовали только в массовках и народных сценах. Но вскоре Ладыниной досталась серьезная роль - Таня в инсценировке по повести Максима Горького «В людях». На очереди была Ирина в «Трех сестрах», и Станиславский уже говорил, что видит в Ладыниной «будущее МХАТа». Каждый раз, когда Марина отпрашивалась на съемки, Немирович-Данченко говорил ей: «Идите, конечно. Сниматься иногда надо - заработать и все такое. Но не забывайте, что вы - наша, никогда не бросайте театр!»

Позже Ладынина не раз думала о том, что если бы тогда она успела «отведать» Чехова, то вряд ли покинула бы театр, и тогда ее жизнь пошла бы совсем по-иному. Она бы составила конкуренцию лучшим актрисам и до конца жизни оставалась востребованной и успешной. Но судьба распорядилась иначе…

Образы «селянок в кепке», как в «Сказании о земле Сибирской», актриса не любила, а вот публика их обожала.
Образы «селянок в кепке», как в «Сказании о земле Сибирской», актриса не любила, а вот публика их обожала. Фото: Фото из открытых источников

 

«И все-таки судьба!»

Первым мужем будущей актрисы стал сокурсник по ГИТИСу Иван Любезнов. Брак вскоре распался, хотя друзьями Марина с Иваном остались на всю жизнь.

Однажды, когда актриса с подругой выходили из Дома кино, к ним подошел приятель знакомой. Ладынина понравилась ему с первого взгляда. Ожидая автобуса, троица мило болтала, и подруга пригласила Марину и приятеля в гости. Подошел автобус, мужчина галантно пропустил дам вперед, и… перед самым его носом дверь захлопнулась: растерянные девушки остались внутри, а он - на остановке. «Не судьба», - вздохнул незадачливый ухажер. Однако через несколько метров автобус остановился и вновь распахнул двери. «И все-таки судьба!» - воскликнул тот, кто стал для Марины на долгие годы всем: любимым и кумиром, самым близким человеком и тем, в чьих фильмах ее имя прогремело на всю страну. Это был режиссер Иван Пырьев.

В завершение вечера Пырьев пошел провожать Марину до общежития. Всю дорогу они говорили и не могли наговориться. Когда же пришло время прощаться, Пырьев признался, что влюбился в девушку с первого взгляда. И тут же, на крыльце, сделал ей предложение. При этом, правда, режиссер не упомянул о том, что уже женат - на актрисе Аде Войцик, с которой воспитывал сына Эрика. Супруги жили и работали вместе, и Пырьев часто снимал жену в своих фильмах.

Со стороны все выглядело так, будто Ладынина разбила дружную семью: Пырьев метался между Мариной и Адой, а к семейным неурядицам добавились профессиональные. После выхода фильма «Партийный билет», как раз партийным чиновникам и не понравившегося, режиссера уволили с «Мосфильма». Пырьев никак не мог решиться уйти из семьи. Делу не помогало даже то, что Ладынина забеременела.

Крепкая порода

И если Аде Войцик было тяжело, хотя Пырьев не спешил разводиться и оставлять семью, то что говорить о Марине! В январе 1938 года актриса родила сына, которого назвала Андреем. Ребенка она, гордая, записала под фамилией Ладынин. Позднее, когда она уже вышла за Пырьева замуж, он предложил дать сыну свою фамилию, но получил отказ.

Ладынина и в «золотом» возрасте была хороша собой. Ей делали предложения, но замуж она больше не вышла.
Ладынина и в «золотом» возрасте была хороша собой. Ей делали предложения, но замуж она больше не вышла. Фото: Фото из открытых источников

Аде также нелегко давались отношения в любовном треугольнике, она даже пыталась покончить с собой. Как-то, не выдержав, она бросила Марине пророческие слова: «Погоди, он еще и тебя бросит ради другой!» Но Ладыниной казалось, что судьба, которая свела их тогда, на автобусной остановке, будет вечно к ним благосклонна…

В тревожные годы перед войной в столице закрывались театры, работы не хватало. Ладынина также стала безработной, но в ней, такой хрупкой с виду, сильна была крестьянская закваска. Она не боялась черной работы и стала брать на дом стирать белье - целыми днями стояла у корыта с мыльной водой. Надеялась на лучшие времена, на то, что Пырьев все же найдет работу и не бросит ее с маленьким ребенком…

В конце концов Пырьеву предложили снимать в Киеве. Он уехал туда, а вскоре за ним отправилась и Марина. Ради работы в неизвестном фильме она бросила жилье в столице, а также надежду на то, что ее возьмут на роль в «Трех сестрах». Но больше всего, разумеется, ей хотелось быть рядом с любимым.

Фильм «Богатая невеста» с Ладыниной в главной роли был снят - и тут же запрещен к показу. Однако весной 1938 года в Кинокомитете сменилось начальство, и фильм одобрили. Мало того, от новой комедии был в восторге сам Сталин, и после такой лестной рекомендации фильм вышел на большие экраны, а актриса и режиссер приобрели огромную популярность.

Сюжет повторяется

После этого Пырьев снимал Марину, с которой наконец оформил официальный брак, во всех своих картинах. Друг за другом следовали такие хиты тех лет, как «Трактористы», «Кубанские казаки», «Свинарка и пастух», «В шесть часов вечера после войны». Все эти фильмы сразу же становились популярны и вошли в золотой фонд советского кинематографа.

Ладынина и Пырьев, так же как и пара Орлова - Александров, были в расцвете славы: за вклад в кинематографическое искусство они получили шесть Сталинских премий, им покровительствовал сам всесильный вождь.

Вот только Ладынина о своих ролях говорила с сожалением: «Я стала сельскохозяйственной актрисой». Она начинала ненавидеть свой образ селянки в косынке или кепке, в ватнике или сарафане. А ведь Марине - актрисе лирико-драматического жанра - хотелось играть Нину в «Маскараде», Катерину в «Грозе»…

Их звездные коллеги и соперники, Орлова и Александров, не разлучались до конца жизни. Ладынина и Пырьев же прожили вместе около двадцати лет, а затем сбылось пророчество Войцик - немолодой уже Иван снова влюбился как мальчишка. Сюжет повторился: режиссер бросил жену и ушел к молоденькой актрисе Людмиле Марченко. Ладынина бесконечно страдала и, по словам современников, так и не смогла простить бывшего мужа. Пырьев же забрал у Марины то, что было смыслом ее жизни: любимую работу. Он запретил снимать бывшую жену в кино.

После развода они не встречались. Через 4 года, однако, Марина пришла на похороны Пырьева. Ладынину заметили журналисты. «Вы его очень любили?» - прозвучал некорректный вопрос. Она выдержала паузу и произнесла: «Я и сейчас люблю».

Ладынина была еще хороша собой. Но поискам нового спутника жизни предпочла одиночество...

Ольга ГРАЖИНА

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно