2587

С ног на голову. Марине Дударевой 26 декабря исполняется 55 лет!

"Аргументы и факты" в Беларуси № 8. Зарплата товаром. Какими продуктами нельзя выдавать зарплату 20/02/2018
Виталий Гиль / АиФ

Но жизнь  редко похожа на дивертисмент, и даже самым одаренным рано или поздно приходится встать на обе ноги.

Балерина, балетмейстер, хореограф… В 2004 году логический ряд нарушился неожиданным предложением Алексея Дударева. Художественный руководитель едва созданного Драматического театра белорусской армии ангажировал однофамилицу на должность главного режиссера.

- Алексей Ануфриевич пригласил меня ставить первый спектакль – «Ты помнишь, Алеша…», - рассказывает Марина Викторовна. – Как сейчас помню, захожу к нему в кабинет, он говорит: «Садись, пиши!» Я решила, что нужно соблюсти какие-то формальности, приготовилась писать. А он диктует: «Прошу назначить меня главным режиссером». Иди, думай… до завтра».

Подумать было о чем, ведь театр состоял всего из пяти артистов, и ни цехов тебе, ни костюмерных, ни гримерок. Даже собственной сцены у ДТБА не было, и первые спектакли ставились в Доме офицеров, а репетировались прямо в коридорах. Срок на подготовку первой премьеры – всего месяц. Однако авантюризма Дударевой не занимать – взялась и сделала. Спектакль удался, да настолько, что получил главный приз Московского фестиваля «Славянский венец».

После были другие постановки: «Не покидай меня…», «Ромео и Джульетта», «Воробьиная ночь», «Рядовые», «Принцесса и солдат», «Собака на сене»…

Марина Дударева
Марина Дударева Фото: Виталий Гиль

В 2018 году пьесе Лопе де Вега 400 лет. Ее ставили на самых разных сценах по всему миру. Разумеется, каждый режиссер - по-своему, но, как правило, с открытым финалом. Он-то и смутил учредителя – военное ведомство: мол, какая тут воспитательная составляющая: главный герой – мошенник, главная героиня – его сообщница?! Но Марина Викторовна смогла найти компромисс, сделав писаря Теодоро настоящим графским сыном, да еще укрепив доказательную базу портретом графа Лудовико в молодости. Впрочем, есть мнение, что именно так оно и было, а сюжет драматург взял из «Декамерона» Боккаччо…

После убедительной премьеры классической комедии режиссеру захотелось иных форм и жанров. На сцене появились водевиль «Беда от нежного сердца» по пьесе Владимира Соллогуба, «Ревизор» Гоголя, «Моцарт и Сальери» Пушкина. А 2013 год и сказка «Снежная королева» принесли театру первую главную победу – Национальную театральную премию.

- Конечно, хотелось бы больше свободы для творчества, - делится Марина Викторовна, - но ее мне, похоже, не видать. С тех пор, как ушел из театра Алексей Дударев, мне приходится совмещать и работу над спектаклями, и административные функции, ведь я и заместитель директора, и художественный руководитель. Конечно, Игорь Алексеевич Фильченков, главный режиссер, мне во всем помогает. Один спектакль он поставил – «Я – твой офицер!». Актер Владимир Лисовский попробовал себя в режиссуре – сделал спектакль «Последний пылкий влюбленный» по Нилу Саймону. Вячеслав Павлють, коллега из Купаловского театра, поставил у нас трагикомедию «Чума на оба ваши дома!» по Григорию Горину. Но всегда хочется большего, в том числе для людей. У нас ведь не все ставки государственные, на зарплату некоторым артистам мы зарабатываем сами. Мне дорог каждый человек, а как мы тут выкручиваемся – это наши проблемы, зрителя они не должны волновать.

Однако зрителя армейского театра волнует все. Правда, аплодисменты и цветы – это все, чем благодарная публика может выразить свое отношение к происходящему на сцене. А происходят здесь удивительные вещи – аншлаги на спектаклях, которые полтора десятка лет не выходят из репертуара, и на премьерных показах трудного для понимания Чехова.

Да, теперь в театре играют и спектакль «Три сестры», который поставила Марина Дударева, запустив на подмостках волчок образов и иллюзий, раскрутив в умах фуэте размышлений о смысле жизни и любви…

Елена Давыдова

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно