6685

«Кабачок «13 стульев», или Почему с экранов в Союзе шутили паны и пани

  Когда 16 января 1966 года на экранах страны показали премьеру юмористической передачи «Добрый вечер», никто из создателей программы и предположить не мог, что передача задержится в эфире на целых 15 лет. История «Кабачка» началась с польского юмористического журнала «Шпильки», попавшего в руки телевизионщикам. В нём чудаковатые паны и паночки за чашкой кофе и кружкой пива смешили читателя рассказами о своих проблемах. На Шаболовке решили экранизировать несколько сюжетов из польского журнала. Так родилась передача «Добрый вечер»: герои шутили, пели, танцевали. О продолжении программы никто из её создателей не думал. Но на Шаболовку стали носить мешками письма телезрителей с требованиями продолжения проекта. Начальство, привыкшее уступать «голосу трудящихся», вызвало редактора «Доброго вечера» Георгия Зелинского и приказало: «Дерзайте дальше!».

Счастливое несчастливое число

Название сериала придумали не сразу. Оно появилось лишь на выходе 8 серии программы. Новое имя проекта выбирали всей страной. Даже конкурс объявили. Награда — ящик чешского пива. Среди вариантов были «Голубой попугай», «Клуб чудаков», «Забегаловка», «Подвальчик», «Корчма», «Кафе "Улыбка"»... Победителем конкурса стал Виктор Заявлин, работавший на проекте переводчиком с польского: «Ну, можно назвать «Кабачок "13 стульев"», — предложил он руководителям проекта. Почему 13? Потому что в студии тогда оказалось 13 стульев. Пива Заявлин за свою идею не получил.

Синтез западного и советского юмора

Авторами «Кабачка» стали Анатолий Корешков и Рустем Губайдулин. Они читали польские, югославские и чешские юмористические журналы. Из них черпали идеи и писали миниатюры. Так в кабачке появились паны и пани. Когда иностранный юмор заканчивался, привлекали советские юмористические миниатюры. Около тысячи авторов писали для «Кабачка», среди них начинающие карьеру Эдуард Успенский, Марк Розовский, Григорий Горин, Аркадий Арканов, Марк Захаров

Зарубежные песни «под фанеру»

Шутки в сериале разбавляли зарубежными песнями и мелодиями. Так авторы «Кабачка» знакомили своих зрителей с новинками западной эстрады. Правда, пели паны и пани под фонограмму. А чтобы точно попадать в песню, артисты учили тексты на языке оригинала. Они так же подражали и в танцах. 

Снимали по секундомеру

Каждая серия «Кабачка» репетировалась месяц – полтора. Электронного монтажа-то не было! Играли в прямом эфире. Работали по секундомеру. Актриса Наталья Селезнёва в одном из своих интервью призналась, что неделями почти не выходила из студии, где шли репетиции новой серии «Кабачка». Спала на диванчике, а утром, сделав грим и переодевшись, бежала на сценическую площадку.

Вначале программа была чёрно-белой. После переезда студии в Останкино «Кабачок» стал «цветным» и, к радости исполнителей, вечно спешащих на свои вечерние спектакли, выходить в записи.

Миронов не прижился

У «Кабачка» было несколько панов ведущих. Первым стал Александр Белявский. Когда он покинул проект, паном ведущим стал любимец публики Андрей Миронов. Но он провёл два «Кабачка» и был убран из телепередачи по многочисленным просьбам телезрителей, писавших, что «Миронов подавляет своим темпераментом остальных участников…». На смену Миронову пришёл Михаил Державин.

Образцы для подражания

Экстравагантные герои «Кабачка» стали для телезрителей образцом для подражания. Зрители копировали их причёски и наряды, подражали манере поведения и напевали песни, которые звучали в уютном подвальчике «Кабачка».

Увидев панов на сцене, зрители срывали спектакль

Завсегдатаев в «Кабачке» тоже 13. Панами и пани стали артисты Театра Сатиры. И тогдашний главный режиссёр Театра Сатиры Валентин Плучек был главным противником сериала. Дело в том, что зрители на драматических спектаклях Театра, увидев на сцене «панов и паночек», хлопали в ладоши и кричали, срывали серьёзный спектакль. Самой популярной героиней «Кабачка» стала пани Моника. Образ этой экцентричной и обаятельной женщины в шляпке принёс исполнявшей роль Моники Ольге Аросевой всесоюзную славу.

Штраф за мини-юбку

Говорят, что своим долгожительством «Кабачок» обязан лично Леониду Брежневу. Генсек был поклонником проекта. Несмотря на всеобщую любовь, советская цензура не дремала. Из сценариев вырезались острые сцены. Одежда для съёмок строго регламентировалась. Никаких мини-юбок и глубоких декольте. За нарушение — штраф. А в уже вышедших сериях критики пытались найти повод закрыть передачу. Им не нравилось, как чисто актёрскими средствами завсегдатаи «Кабачка» показывали зрителям типажи чиновников и ситуации, происходящие в их кабинетах. Многие шутки из «Кабачка» ушли в народ. Например, «А у вас есть справка, что вы не верблюд?».

Кризис в Польше привёл к закрытию «Кабачка»

Критики отстали от «Кабачка» после выхода статьи в газете «Правда». В ней журналисты расхваливали панов и паночек и их шутки о действительности. За 15 лет существования проекта в эфир вышло 134 серии. Общий хронометраж — 160 часов. За это время паны и пани разыграли около 2 тысяч сценок. За все выпуски в адрес «Кабачка» пришло более 38 тысяч писем. В 1980 году в Польше начались народные волнения и забастовки, которые вылились во введение в стране военного положения. «Кабачок» закрыли, «чтобы не обидеть польских граждан». Которые, кстати, также смотрели этот проект все 15 лет через Интервидение. Но слово «закрыть» тогда никто не произнёс, передачу просто «приостановили до лучших времён».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно