Сергей Милюхин 0 1608

Франческо Петрарка и Жерар Жув: «О любви…»

«Всякая любовь начинается с первого взгляда», – говорили древние мудрецы.

Сергей Милюхин / АиФ

– Жерар, почему ты не женишься? – спрашиваю я своего прованского друга. – Тебе уже 75 лет, ты вырастил и направил правильной дорогой по жизни троих детей, у тебя хороший дом, женщины тебя любят, а ты никак не можешь остановиться в выборе спутницы.

Жерар присел на краешек фонтана Лисы, когда-то давно им построенного, улыбнулся и сказал:

– Достаточно того, что я постоянно кого-то люблю. Брак же – исключительно юридическая процедура, не имеющая никакого отношения ни к любви, ни к сексу. Он нисколько не помогает, хотя и не препятствует, жить вместе и рожать детей и никогда не был гарантией сохранения трепетных отношений. Если нет любви, все остальное не имеет абсолютно никакого значения. 

А если ты хочешь узнать, какой она бывает – настоящая любовь, поехали со мной.

«Всякая любовь начинается с первого взгляда», – говорили древние мудрецы.

Фото: АиФ/ Сергей Милюхин

Вот и меня не минула сия участь, когда мы с Жераром добрались до маленького прованского городка Фонтен-де-Воклюз, где я сразу и навсегда влюбился в его очарование. И, когда бы потом ни бывал в Провансе, каждый раз, хоть ненадолго, заезжаю сюда.

Фото: АиФ/ Сергей Милюхин

Городок этот, если не всматриваться, совсем неприметный. И, хотя находится он недалеко от наезженных туристических дорог, всего в 30 км от Авиньона, здесь всегда немноголюдно и спокойно. Не так, как в самом Авиньоне или ближайших Арле и Ниме. 

Тем не менее, по значимости своей, по истории, по сохранившемуся культурному наследию он может претендовать на включение как минимум в десятку интереснейших мест юга Франции.

Расположен городок в Предальпье, там, где Ронская долина упирается в горы, а из глубины горного хребта берет своё начало река Сорг. Потому и название у города такое: Фонтен-де-Воклюз, что можно перевести как «Источник закрытой долины». 

В начале I тысячелетия нашей эры мистический родник, бьющий из глубины загадочной пещеры, был местом паломничества галлов, в то время живущих на территории современной Франции. Они поклонялись духу реки, которую якобы охраняло огромное ящероподобное чудовище Кулорб, бросали в бездну в качестве жертвоприношения монеты из золота и бронзы и ритуальные жетоны, стараясь задобрить своих богов. 

Фото: АиФ/ Сергей Милюхин

Мы заехали на центральную площадь, прислонились к каменной колонне, воздвигнутой в начале XIX века в честь Франческо Петрарки, стараясь впитать романтическую энергию этого места, и по плитам из белого известняка направились к источнику. Путь к нему недолог - около одного километра.

Фото: АиФ/ Сергей Милюхин

Рядом шумели бурные волны реки Сорг. Её удивительные по красоте изумрудные воды, расстилая мощными потоками по дну зеленые водоросли, неслись к небольшой плотине, на которой до сих пор действует мельница по изготовлению бумаги. 

В XV веке Воклюз был центром бумажного производства, подобных мельниц здесь было множество. Сейчас осталась только эта. На вершине горы виднеются развалины замка епископа Кавайона и церковь святого Верана, у входа в которую высятся две мраморные колонны античного вида, украшенные каннелюрами и римскими капителями. 

Дорога к истоку реки проходит мимо музеев, художественных галерей, стеклодувных мастерских, сувенирных лавок и небольших ресторанчиков. Музеи необычайно интересны хотя бы тем, что они уникальны - подобных больше нет во всей Франции. В Музее Петрарки собраны оригинальные портреты поэта и его возлюбленной, старинные итальянские и французские книги, литературные сочинения, трактаты и романтические сонеты великого пылкого влюблённого. Стены украшают подлинные картины Пабло Пикассо, Альберто Джакометти и Хуана Миро. В Музее казней и пыток, основанном бывшим алжирским государственным палачом, можно увидеть настоящую гильотину с 40-килограммовым ножом, которая в последний раз использовалась по назначению в Марселе не так давно, в 1977 году. Интересен и Музей сантонов, в котором собраны аутентичные глиняные фигурки жителей всех регионов Прованса, одетых в национальные костюмы с миниатюрными атрибутами. Есть ещё и Музей спелеологии, находящийся глубоко под землёй.

Мы дошли до края тропы, ведущей к таинственному месту - истоку реки. Жерар рассказал, что весной у входа в пещеру разливается целое бирюзовое озеро, от которого и начинается река. А сейчас, ближе к осени, из темной пещеры мощным потоком выливалась вода, разбиваясь на небольших каменных ступенях водопадами. Пестрые листья, облетающие с вековых платанов, тоже неслись по течению, образуя на поверхности водного потока живописные природные натюрморты.

До конца ХХ века происхождение источника оставалось загадкой для исследователей и естествоиспытателей, несмотря на то что ее пытались разрешить ещё с середины XIX века. Даже Жак-Ив Кусто неоднократно хотел найти здесь русло подземной реки, названной им Альбионом. Только в 1989 году с помощью управляемого с поверхности земли глубоководного аппарата «Spelenaute» учёные смогли определить, что глубина озера составляет 308 метров, а вот куда течёт подземная река - до сих пор неизвестно. Аппарат даже обнаружил на кривых склонах берегов водоёма золотые монеты, те, которые бросали в воду древние галлы 20 столетий назад. 

Мы вернулись от источника на центральную площадь городка. Там начался детский праздник. Юные горожане, одетые в карнавальные костюмы, водили хороводы и играли под звуки духового оркестра. Среди персонажей этого карнавала были мушкетеры, принцессы, феи, пираты и даже человек-паук. 

Моё внимание привлекли двое малышей. Мальчик был одет в холщовую рубаху до пят, на его голове сиял золотой лавровый венец, а на девочке было длинное белое платье из самотканого полотна. Её шею украшали скромные бусы в два кольца, а на голове был чепчик, расшитый бисером, из-под которого виднелись золотые кудри.

– Кто вы, красивые такие? – спросил я у них.

– Мы - Петрарка и Лаура, – с гордостью ответил мальчик. Девочка в это время молчала, опустив глаза.

– А вы уже знаете, кем они были? – сделав вид, что удивлён, спросил я.

– Петрарка был поэтом, а Лаура – его возлюбленной, - продолжал отвечать малыш.

– Это так, а вы знаете, что они никогда не были вместе? Вот так рядом, как вы, держась за руки.

Тут девочка подняла на меня глаза цвета спелых оливок и тихо сказала:

– Они встретились на небесах и с тех пор не расстаются.

Франческо Петрарка был, пожалуй, первым поэтом Позднего Средневековья и Проторенессанса, творчество которого основывалось на истинных чувствах и душевных переживаниях. И, по большому счёту, человечество обязано ему тем, что он изобрёл любовь. Да, именно изобрёл, и никак иначе. Несомненно, упоминания такого мистического явления, как любовь, встречались и раньше. Платон за три века до нашей эры пытался сформулировать концепцию любви, пытаясь отделить её от биологических потребностей и естественных влечений. И даже предписывал лечиться от любовной меланхолии корнем мандрагоры. 

Впервые же в истории о куртуазном отношении к Прекрасной Даме, самопожертвовании ради неё и о высшей степени духовности, не требующей ничего взамен, поведал именно Петрарка.

Получив от отца в наследство лишь рукопись Вергилия, будущий поэт, не имея средств к существованию, вступил в монашеский орден францисканцев и, приняв обет безбрачия и духовный сан, поселился в Авиньоне при папском дворце. Он стал литератором и быстро обрёл широкую известность. Обет безбрачия не позволял монаху создавать семью и предаваться мирским утехам, но ни один обет не мог запретить ему любить. 

6 июля 1326 года в Авиньоне, в церкви святой Клары, Франческо впервые увидел Лауру. Они не познакомились, даже не разговаривали друг с другом, только встретились глазами. Одного этого мгновения было достаточно, чтобы Петрарка полюбил эту женщину. 

«Всякая любовь начинается с первого взгляда…»

С тех пор поэт всю свою жизнь посвятил Прекрасной Даме. Он обожествлял любимую в сонетах, заказывал художникам её портреты, а известный в то время авиньонский мастер Гвидо вырезал из агата камею с изображением Лауры.

А между тем Петрарка никогда не прикасался даже к руке своей возлюбленной. 

Многие искусствоведы и биографы считают его любовь к Лауре несчастной и безответной. Лаура была добропорядочной замужней женщиной, у неё было 11 детей. Кто знает, может быть, она даже не подозревала о чувствах восторженного монаха? Хотя разве можно не почувствовать любящее сердце?

Но для Петрарки это было неважно. Он уехал в Фонтен-де-Воклюз, где прожил долгие годы в одиночестве. Каждый день монах бродил вдоль берега реки Сорг и писал сонеты для любимой. Даже когда её не стало. 

«Средь тысяч женщин лишь одна была,
Мне сердце поразившая незримо.
Лишь с обликом благого серафима
Она сравниться красотой могла...»

336 сонетов, посвящённых Лауре, он объединил в «Книгу песен», которая стала нетленной драгоценностью мировой литературы.

Любовь, писал он в своих сонетах, находится по другую сторону добра и зла, она вне поля жизни. Любовь - только тогда любовь, если не требует ничего взамен и никто не принадлежит никому, следовательно, и потерять ничего нельзя. Просто-напросто потому, что истинная любовь не терпит собственничества.

Кретьен де Труа, живший двумя веками ранее Петрарки, предугадал его судьбу в романе «Рыцарь телеги, или Ланселот». Герой этого произведения тоже посвятил свою жизнь женщине, не намереваясь провести ее рядом с любимой. Здесь же автор, ещё не зная о Петрарке, написал, что любовь придумали поэты. 

Собираясь уезжать из городка Фонтен-де-Воклюз, я обернулся. Так же, как 6 веков назад, крутилось поросшее мхом семиметровое колесо водяной мельницы и шумно несла свои воды только что рождённая река. На её берегу, взявшись за руки и глядя куда-то вдаль, неподвижно стояли два ребёнка, одетые в костюмы Петрарки и Лауры. Они ещё не знали, что такое любовь, но уже чувствовали её дыхание. Ещё не познав мирских радостей, они ощутили романтическую духовность, потому что верили: возлюбленные встретились на небесах и с тех пор не расставались. 

Раньше я знал только два места на земле, где хочется писать стихи. Это деревня Акопы под Минском –  творческая колыбель Янки Купалы и Святые Горы на Псковщине – родовое имение Александра Сергеевича Пушкина. Сейчас к ним добавилось третье – прованский Фонтен-де-Воклюз.

«Всякая любовь начинается с первого взгляда…»

Фото: АиФ/ Сергей Милюхин
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка


Актуальные вопросы

  1. Чем кормить смородину, чтобы ягоды были вкусными?
  2. Как из «совы» стать «жаворонком»?
  3. Сколько раз можно венчаться?
REDTRAM

Бизнес-форум

NNN

Новое на AIF.by