4655

Пигмеи Конго. «Вокруг света вместе с «АиФ»

№ 2 от 12 января 2016 года 12/01/2016

В поисках современных пигмеев

Дождь шел с самого утра. Нехолодный, без ветра, он не был особо неприятным.

Несмотря на ненастье, мы ехали к пигмеям - «людям размером с кулак» (так можно перевести слово «пигмей»).

mil4Никто из нас и не рассчитывал, что увидит племя аутентичных пигмеев, которые живут в лесу и слывут искусными охотниками. Те времена, о которых писал известный американский исследователь Африки Сэмюэль Вернер, видимо, давно канули в Лету. Хотя поговаривают, что где-то в Центральной Африканской Республике и на востоке Камеруна лесных людей еще можно отыскать.  Вот на них, пусть и в изменившихся условиях жизни, очень хотелось посмотреть.

Дождь не прекращался. Грязные серые улицы небольших поселков, мимо  которых мы проезжали, представляли собой невеселое зрелище. Местные жители в пестрых и грязных одеждах прятались под зонтами или пережидали дождь в придорожных постройках.

Я думал о пигмеях. Нет ничего удивительного в том, что они сейчас вышли из леса и живут в небольших деревнях, строя свои дома, как правило,  рядом с другими африканскими племенами. Они пытаются обучиться ремеслу других народов, чтобы как-то выжить в современном мире.

Нельзя не вспомнить о Дарвине

Несколько десятилетий назад – в истории срок небольшой – в этих краях в условиях абсолютной вседозволенности властьимущих практически все леса были безжалостно вырублены. Естественно, исчезли и лесные звери. Немногочисленные племена пигмеев-охотников оказались на грани вымирания. Вот тогда-то некоторые из них и начали обустраиваться рядом с мелкими африканскими поселками, пытаясь изменить привычный образ жизни.

Я вспомнил прочитанную где-то историю почти столетней давности о пигмее Ота Бенге, вывезенном из Конго в 1904 году Вернером и подаренном директору зоопарка в Бронксе. На протяжении нескольких лет этот маленький человек жил в клетке с попугаем и орангутангом.

Табличка у его вольера гласила: «Ота Бенге, африканский пигмей. Возраст: 23 года. Рост: 1,5 метра. Вес: 46,7 кг. Привезен из поймы реки Касаи (Конго) доктором Сэмюэлем Вернером. Демонстрируется ежедневно в течение сентября».

Таким образом последователи Дарвина не просто выясняли, кто человек, а кто нет. Они пытались определить, кто является человеком в большей степени. Не буду судить вдохновителей  и исполнителей этого проекта. Полагаю, на небесах им уже предъявлен за это отдельный счет, но именно в те времена  в естествознании активно начала обсуждаться концепция «выживания наиболее приспособленных», что и привело в конце концов к «цивилизованной дикости».

Повторюсь, сам Чарльз Дарвин здесь как бы и ни при чем, потому что перед смертью покаялся и за разъяснениями всех своих теорий отправил последователей к Создателю. Но они, не мудрствуя лукаво, заявили, что чернокожие произошли от горилл, белые – от шимпанзе, а восточные народы - от орангутанов. Можно предположить, что именно тогда и родилась теория расового превосходства, которая быстро нашла благодатную почву в государственной политике многих стран (вспомним хотя бы нацистов).

mil5

Охотники и собиратели

Пигмеи испокон веков жили в лесах. Первоначально исследователи писали о них как о существах якобы близких к приматам, потому что у них не было домашних животных и они не занимались сельским хозяйством. Но в то же время появляются данные об их ловкости и уникальном знании леса.  Они ловили мелких антилоп сетями, сплетенными из длинных лиан, а тонкими стрелами могли перебить сухожилия слона, после чего обездвиженный великан становился легкой добычей. После такой удачной охоты племя на долгое время было обеспечено мясом. Они искали дикий мед, собирали травы и съедобные коренья и никогда ни с кем не воевали.

У них не было религии в нашем понимании этого слова, они не почитали идолов и божков...

Люди как люди

Машина остановилась в каком-то небольшом селении. Я посмотрел на часы: мы ехали от Гомо полтора часа, значит, пигмеи живут примерно в ста километрах от города.

Моросил дождь. Я предварительно замотал камеру в полиэтиленовую пленку и пошел за проводником по имени Би, что можно перевести на русский как «друг».

Я шел за ним и, глядя на его маленькую хрупкую фигуру, почему-то вспомнил печальное окончание той истории про пигмея Ота Бенге, которого добрые цивилизованные люди несколько лет держали в клетке зоопарка.  Когда какие-то здравые умы все же доказали, что пигмеи – это люди, а не животные, бедолагу из клетки выпустили, но он продолжал жить в зоопарке. Но однажды,  не выдержав насмешек и издевок  посетителей,  он выкрал у кого-то пистолет и застрелился. Разве может застрелиться животное от издевательского отношения людей? А звали его тоже Би (полностью Бенге), как и нашего проводника, что тоже означало «друг».

Минут через десять мы пришли в поселок, который насчитывал около десятка легких домов. Людей возле них не было. Жилища представляли собой строения из толстых стеблей бамбука, обмазанных глиной и покрытых соломой или листьями ложных бананов. Рассказывают, что если  племя решает сменить место нахождения, эти дома очень быстро разбираются и переносятся.

mil2

Между тем наш проводник сообщил, что идет к вождю,  заглянул в один из домов и вскоре вышел оттуда с грустным и маленьким, от силы 1 м 40 см, старичком в грязной порванной одежде.

- Это вождь? - засомневались мы.

- Нет, это его отец, мой дедушка, - сказал Би. – Вождь уехал в Гомо покупать мобильный телефон. Но все вопросы в его отсутствие решает его отец.

Догадавшись, что речь идет о нем, старик распрямил ссутулившуюся спину, отчего, казалось, стал даже выше ростом.

Он обернулся  в сторону деревни, что-то прокричал, и тотчас дворик, на котором мы стояли, наполнился людьми. Я поначалу и не понял, в чем их отличие от многих представителей  других племен, которые живут в округе. Ну разве что маленького роста, до полутора метров, не выше. У них светло-коричневая кожа, тонкие губы и абсолютно не негроидный нос. Словом, люди как люди.

Жители пигмейской деревни обступили нас со всех сторон и выжидающе рассматривали. Мы достали свой стратегический запас: несколько десятков игрушек и пару килограммов конфет. Тут же и дети, и взрослые окружили их плотным кольцом в надежде заполучить хоть что-то в качестве подарка от музунгу.

Я с интересом разглядывал людей. Взрослые женщины, подростки и дети были либо одеты в старые трикотажные майки и какие-то кофты, либо обмотаны яркими разноцветными полотнами с оригинальными конголезскими орнаментами. Большинство из них босыми ногами топтали грязную землю, и лишь некоторые, видимо, самые состоятельные, были в сланцах.

Разобрав подарки, пигмеи, очевидно, решив отблагодарить нас, затеяли какой-то хороводный танец с песнопениями. В качестве музыкальных инструментов они использовали один небольшой барабан (больше, похоже, не было) и несколько перевернутых пластиковых канистр, по которым девушки племени старательно били деревянными палками.

Тут я заметил, что за всем этим действом наблюдает еще один человек – седобородый старец.

Тоже небольшого роста, он стоял поодаль от всех, подняв на голову рваную куртку, таким образом пытаясь спастись от дождя, который так и не прекратился. Скрестив на груди кисти рук, он, как мне показалось, с тревогой  смотрел на своих соплеменников.

mil3

Дух не отвернулся

Я очень осторожно подошел к нему и встал рядом,  делая вид, что не обращаю на него никакого внимания. На самом же деле он для меня в тот момент был наиболее интересен. Очень хотелось спросить: "В какого Бога вы верите? Почему в деревне нигде нет языческих божков или хотя бы ритуальных рисунков? В чем загадка  вашего народа, неразгаданная цивилизацией?"

И тут старик, не отрывая глаз от танцующих соплеменников, начал говорить  сам:

- Наши народы испокон веков верили Духу Леса, верят ему и до сих пор. Он никогда не требовал от нас жертвоприношений за свое покровительство. Когда мы ушли из леса, Дух не отвернулся от нас, как и мы не отвернулись от него. Он по-прежнему учит нас самих делать каждый свой день удачным и счастливым. 

Я молчал, пытаясь осознать услышанное мною. А старик продолжал говорить, не глядя на меня:

- Когда мы вышли из леса и стали жить рядом с другими племенами, многие перестали считать нас полулюдьми-полуобезьянами. Ведь еще не так давно были случаи, когда на нас в прямом смысле слова охотились, как на антилоп, и.., - старик сделал паузу, - ...и ели. Причем охотники не считали себя каннибалами. Сейчас пигмеи стали немного дольше жить: кто-то уже доживает и до 40 лет, а еще три десятилетия назад все умирали, не дожив до 25. Так природа распорядилась...

Не выдержав шокирующих подробностей, я спросил у старика, которому на вид было ну никак не меньше 60:

- А вам-то самому сколько лет?

Старик впервые за время диалога посмотрел на меня и ответил:

- Я самый старый среди них. Мне 37.

Он внимательно смотрел на меня прозрачными, почти бесцветными глазами,  хмуря седые брови: кажется, проверял, верю я ему или нет.

Верилось с трудом. Чтобы хоть как-то сменить тему разговора, я спросил:

- А вы знаете историю про Оте Бенге?

Человек нахмурился пуще прежнего и ответил:

- Мы никогда не припоминаем людям то, что когда-то им уже простили. А теперь иди, музунгу, покажи моим, как надо играть на барабане – ты  же умеешь. И потанцуй с девчонками, посмотри, как они смотрят на тебя. Тебе сколько лет, музунгу?

Я честно ответил:

- 55.

-  Молодой еще, - сказал мой собеседник, улыбнулся и исчез в толпе соплеменников.

mil

* * *

Мы еще некоторое время побыли среди пигмеев, я показал им несколько барабанных ритмов, мы танцевали у костра и пили травяной чай из консервных банок, приспособленных под кружки. Потом долго прощались. Какой-то мальчишка забрался ко мне на руки, обнял так, как могут обнимать только дети, и с высоты уже моего роста оглядывал собратьев: смотрите, мол, какой я большой!

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно