Медиапартнер конференции – еженедельник «АиФ».
Максим МАРИНИЧ, руководитель маркетплейса Deal.by, рассказал о возможностях для бизнеса в 2019 году и представил результаты исследования рынка в e-commerce сегменте. Приводим основные тезисы.
За год товарооборот в интернет-торговле увеличился на 20%
По данным Deal.by, в 2018 году белорусы потратили на товары и услуги в Интернете на 20% больше, чем год назад – 1,352 млрд руб. ($643,8 млн). Доля интернет-торговли в розничном товарообороте страны составила 3%. Для сравнения: в соседних России и Украине этот показатель уже равен 5 и 7% соответственно.
Эксперты прогнозируют, что в 2019-м белорусский рынок e-commerce продолжит расти. Основной рост обеспечит усиление конкуренции среди игроков – конкуренция стимулирует их улучшать качество сервиса и привлекать больше клиентов.
В Интернете покупает половина белорусов
Согласно исследованию e-data.by за год количество белорусов, совершающих покупки в Интернете, увеличилось на 4%. В период с марта 2018-го по март 2019-го 49%, или 4,7 млн жителей страны, купили что-то онлайн.
Больше всего онлайн-шоппинг популярен в Минске и Минской области: 37% жителей региона регулярно покупают в Интернете. Наименее распространены интернет-покупки в Гродненской области: там интернет-магазинами пользуются 22% населения.
Самые популярные – местные интернет-магазины. Китай – на втором месте
Чаще всего белорусы совершают онлайн-покупки в локальных интернет-магазинах: на родине закупаются 90% тех, кто вообще покупает что-то онлайн. На втором месте – интернет-магазины Китая, там совершают покупки 74% белорусских интернет-покупателей. Далее следуют интернет-магазины США, России и Польши: за последний год в них покупали 5%, 3% и 3% интернет-покупателей соответственно.
17% интернет-покупателей отметили, что совершили покупку, увидев рекламу в соцсетях. Если рассматривать соцсети как отдельный канал продаж (по закону в них можно только рекламировать, а не продавать товары), то он займет третье место по популярности, уступив только белорусским и китайским интернет-площадкам.
Растет спрос на повседневные товары
Белорусы стали чаще покупать в Интернете вещи, которые нужны в повседневной жизни: товары для детей, продукты и товары для животных. Отвечая на вопрос, что вы купите скорее онлайн, чем оффлайн в будущем, большинство выделили доставку готовой еды, билеты на мероприятия, товары для животных, товары для строительства и ремонта, а также аренду и покупку недвижимости.
Главными причинами покупать в Интернете белорусы называют более низкие цены и больший выбор и ассортимент, чем в обычных магазинах. При этом степень влияния этих факторов зависит от категории товаров: так, при покупке автотоваров онлайн люди выше ценят больший выбор и ассортимент, а детских товаров – более низкие цены.
На определенные категории товаров в Интернете действуют сдерживающие факторы. Многие считают, что при покупке одежды онлайн, сложно уточнить важные характеристики, а при покупке продуктов нет гарантии соблюдения сроков и особых условий хранения.
Средний чек на одну покупку – 50 руб.
На одну покупку в Интернете белорусы тратят в среднем 50 руб. В разных категориях товаров эта сумма отличается: средний чек на технику и электронику равен 100 руб., на мебель и товары для дома – 90 руб, на одежду, обувь и аксессуары – 40 руб., на товары для детей – 30 руб.
За последний год средний чек на одну покупку в Интернете уменьшился на 8 руб. Это связано с тем, что ассортимент в онлайне расширяется более дешевыми товарами, особенно на китайских сайтах.
Со смартфонов оформляют заказы чаще, чем с ПК
За последний год количество заказов через мобильные устройства обогнало количество заказов через компьютеры. Сегодня, оформляя заказы в интернет-магазинах, белорусы в 40% случаях, пользуются мобильными приложениями (+ 16% к показателю прошлого года). 35% заказов оформляют через сайты на ПК (- 19% к показателю прошлого года) и 24% – через сайты на мобильных устройствах (+2%).
Рост популярности мобильных приложений связан с ростом популярности крупных маркетплейсов и интернет-магазинов, таких как AliExpress.com, Joom.com и Wildberries.by.
В 62% случаях оплачивают по факту получения
Белорусы стали на 8% чаще оплачивать покупки в интернет-магазинах по факту получения: наличными, картами, в кредит и рассрочку. Сегодня так рассчитываются в 62% случаях.
Вторым по популярности способом оплаты является безопасная сделка, доступная на зарубежных маркетплейсах. С ее помощью оплачивают 20% покупок.
При безопасной сделке покупатель платит деньги не напрямую интернет-магазину, а площадке (например, AliExpress.com), которая переводит их продавцу после того, как покупатель подтвердит, что с покупкой все в порядке. Белорусские маркетплейсы смогут ввести такую возможность после разрешения платежей в пользу третьих лиц. Соответствующий законопроект – Закон "О платежных системах и платежных услугах в Республике Беларусь" – сейчас проходит рассмотрение в Комитете госконтроля и Верховном суде.
Реже всего белорусы оплачивают покупки в интернет-магазинах по предоплате: полной (14% покупок) и частичной (4%).
Увеличивается популярность курьерской доставки и самовывоза
34% покупок белорусы забирают сами в почтовом отделении. Далее по популярности – бесплатная доставка курьером (29%) и самовывоз (16%). Реже всего пользуются платной доставкой: курьером (11%) и в отделение почты (10%).
Больше всего за год увеличилась популярность бесплатных способов доставки: доставки курьером (+6% к показателю прошлого года) и самовывоза (+5%).
Справка
e-data.by – исследовательский проект, который собирает аналитические данные о белорусском рынке электронной коммерции из разных источников. Команда проекта провела два исследования того, как белорусы совершают покупки в Интернете: первое – в марте 2018 года, второе – год спустя, в марте 2019-го. Для исследований были опрошены 1,000 белорусов, имеющих опыт покупок в Интернете. Выборка респондентов репрезентативна населению Беларуси по полу, возрасту и региону проживания.
E-commerce Day – крупнейшая ежегодная конференция по электронной коммерции в Беларуси, организатором которой выступает маркетплейс Deal.by. Конференция собирает на одной площадке всех, кто связан с рынком интернет-торговли в Беларуси: представителей профильных госорганов, маркетплейсов, интернет-магазинов и сопутствующих бизнесов. В 2019 году в событии принимают участие крупнейшие интернет-магазины и маркетплейсы России и Украины, среди которых Alibaba Group в России, Яндекс.Маркет, Ozon.ru, Prom.ua и Rozetka.ua. Генеральный партнер конференции – Альфа-Банк. Медиапартнер конференции – еженедельник «Аргументы и факты» в Беларуси.
Deal.by – белорусский маркетплейс, где представлены миллионы товаров и услуг от компаний и частных лиц. Deal.by помогает людям по всей стране продавать и покупать в Интернете. Каждый месяц белорусы добавляют в каталог маркетплейса тысячи товаров, благодаря чему здесь можно найти и купить любую нужную вещь: от детского конструктора до башенного крана.
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть