Татьяна Войцехович 0 636

Китай – на втором месте. Что и как часто покупают белорусы онлайн?

29 марта в Минске прошла ежегодная конференция по электронной коммерции E-commerce Day-2019, на которой были названы основные тренды потребительского спроса белорусов, делающих покупки через Интернет.

Медиапартнер конференции – еженедельник «АиФ».

Максим МАРИНИЧ, руководитель маркетплейса Deal.by, рассказал о возможностях для бизнеса в 2019 году и представил результаты исследования рынка в e-commerce сегменте. Приводим основные тезисы.

За год товарооборот в интернет-торговле увеличился на 20%

По данным Deal.by, в 2018 году белорусы потратили на товары и услуги в Интернете на 20% больше, чем год назад – 1,352 млрд руб. ($643,8 млн). Доля интернет-торговли в розничном товарообороте страны составила 3%. Для сравнения: в соседних России и Украине этот показатель уже равен 5 и 7% соответственно.

Эксперты прогнозируют, что в 2019-м белорусский рынок e-commerce продолжит расти. Основной рост обеспечит усиление конкуренции среди игроков – конкуренция стимулирует их улучшать качество сервиса и привлекать больше клиентов.

В Интернете покупает половина белорусов

Согласно исследованию e-data.by за год количество белорусов, совершающих покупки в Интернете, увеличилось на 4%. В период с марта 2018-го по март 2019-го 49%, или 4,7 млн жителей страны, купили что-то онлайн.

Больше всего онлайн-шоппинг популярен в Минске и Минской области: 37% жителей региона регулярно покупают в Интернете. Наименее распространены интернет-покупки в Гродненской области: там интернет-магазинами пользуются 22% населения.

Самые популярные – местные интернет-магазины. Китай – на втором месте

Чаще всего белорусы совершают онлайн-покупки в локальных интернет-магазинах: на родине закупаются 90% тех, кто вообще покупает что-то онлайн. На втором месте – интернет-магазины Китая, там совершают покупки 74% белорусских интернет-покупателей. Далее следуют интернет-магазины США, России и Польши: за последний год в них покупали 5%, 3% и 3% интернет-покупателей соответственно.

17% интернет-покупателей отметили, что совершили покупку, увидев рекламу в соцсетях. Если рассматривать соцсети как отдельный канал продаж (по закону в них можно только рекламировать, а не продавать товары), то он займет третье место по популярности, уступив только белорусским и китайским интернет-площадкам.

 

Растет спрос на повседневные товары

Белорусы стали чаще покупать в Интернете вещи, которые нужны в повседневной жизни: товары для детей, продукты и товары для животных. Отвечая на вопрос, что вы купите скорее онлайн, чем оффлайн в будущем, большинство выделили доставку готовой еды, билеты на мероприятия, товары для животных, товары для строительства и ремонта, а также аренду и покупку недвижимости.

 

Главными причинами покупать в Интернете белорусы называют более низкие цены и больший выбор и ассортимент, чем в обычных магазинах. При этом степень влияния этих факторов зависит от категории товаров: так, при покупке автотоваров онлайн люди выше ценят больший выбор и ассортимент, а детских товаров – более низкие цены.

На определенные категории товаров в Интернете действуют сдерживающие факторы. Многие считают, что при покупке одежды онлайн, сложно уточнить важные характеристики, а при покупке продуктов нет гарантии соблюдения сроков и особых условий хранения.

Средний чек на одну покупку – 50 руб.

На одну покупку в Интернете белорусы тратят в среднем 50 руб. В разных категориях товаров эта сумма отличается: средний чек на технику и электронику равен 100 руб., на мебель и товары для дома – 90 руб, на одежду, обувь и аксессуары – 40 руб., на товары для детей – 30 руб.

За последний год средний чек на одну покупку в Интернете уменьшился на 8 руб. Это связано с тем, что ассортимент в онлайне расширяется более дешевыми товарами, особенно на китайских сайтах.

Со смартфонов оформляют заказы чаще, чем с ПК

За последний год количество заказов через мобильные устройства обогнало количество заказов через компьютеры. Сегодня, оформляя заказы в интернет-магазинах, белорусы в 40% случаях, пользуются мобильными приложениями (+ 16% к показателю прошлого года). 35% заказов оформляют через сайты на ПК (- 19% к показателю прошлого года) и 24% – через сайты на мобильных устройствах (+2%).

Рост популярности мобильных приложений связан с ростом популярности крупных маркетплейсов и интернет-магазинов, таких как AliExpress.com, Joom.com и Wildberries.by.

В 62% случаях оплачивают по факту получения

Белорусы стали на 8% чаще оплачивать покупки в интернет-магазинах по факту получения: наличными, картами, в кредит и рассрочку. Сегодня так рассчитываются в 62% случаях.

Вторым по популярности способом оплаты является безопасная сделка, доступная на зарубежных маркетплейсах. С ее помощью оплачивают 20% покупок.

При безопасной сделке покупатель платит деньги не напрямую интернет-магазину, а площадке (например, AliExpress.com), которая переводит их продавцу после того, как покупатель подтвердит, что с покупкой все в порядке. Белорусские маркетплейсы смогут ввести такую возможность после разрешения платежей в пользу третьих лиц. Соответствующий законопроект – Закон "О платежных системах и платежных услугах в Республике Беларусь" – сейчас проходит рассмотрение в Комитете госконтроля и Верховном суде.

Реже всего белорусы оплачивают покупки в интернет-магазинах по предоплате: полной (14% покупок) и частичной (4%).

Увеличивается популярность курьерской доставки и самовывоза

34% покупок белорусы забирают сами в почтовом отделении. Далее по популярности – бесплатная доставка курьером (29%) и самовывоз (16%). Реже всего пользуются платной доставкой: курьером (11%) и в отделение почты (10%).

Больше всего за год увеличилась популярность бесплатных способов доставки: доставки курьером (+6% к показателю прошлого года) и самовывоза (+5%).

Справка

e-data.by – исследовательский проект, который собирает аналитические данные о белорусском рынке электронной коммерции из разных источников. Команда проекта провела два исследования того, как белорусы совершают покупки в Интернете: первое – в марте 2018 года, второе – год спустя, в марте 2019-го. Для исследований были опрошены 1,000 белорусов, имеющих опыт покупок в Интернете. Выборка респондентов репрезентативна населению Беларуси по полу, возрасту и региону проживания.

E-commerce Day – крупнейшая ежегодная конференция по электронной коммерции в Беларуси, организатором которой выступает маркетплейс Deal.by. Конференция собирает на одной площадке всех, кто связан с рынком интернет-торговли в Беларуси: представителей профильных госорганов, маркетплейсов, интернет-магазинов и сопутствующих бизнесов. В 2019 году в событии принимают участие крупнейшие интернет-магазины и маркетплейсы России и Украины, среди которых Alibaba Group в России, Яндекс.Маркет, Ozon.ru, Prom.ua и Rozetka.ua. Генеральный партнер конференции – Альфа-Банк. Медиапартнер конференции – еженедельник «Аргументы и факты» в Беларуси.

Deal.by – белорусский маркетплейс, где представлены миллионы товаров и услуг от компаний и частных лиц. Deal.by помогает людям по всей стране продавать и покупать в Интернете. Каждый месяц белорусы добавляют в каталог маркетплейса тысячи товаров, благодаря чему здесь можно найти и купить любую нужную вещь: от детского конструктора до башенного крана.

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2020 году

Актуальные вопросы

  1. Опасны ли блютуз-наушники?
  2. Как часто следует стирать постельное белье?
  3. Как побороть в себе чувство обиды, которое не проходит годами?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by