1096

Китай – на втором месте. Что и как часто покупают белорусы онлайн?

Медиапартнер конференции – еженедельник «АиФ».

Максим МАРИНИЧ, руководитель маркетплейса Deal.by, рассказал о возможностях для бизнеса в 2019 году и представил результаты исследования рынка в e-commerce сегменте. Приводим основные тезисы.

За год товарооборот в интернет-торговле увеличился на 20%

По данным Deal.by, в 2018 году белорусы потратили на товары и услуги в Интернете на 20% больше, чем год назад – 1,352 млрд руб. ($643,8 млн). Доля интернет-торговли в розничном товарообороте страны составила 3%. Для сравнения: в соседних России и Украине этот показатель уже равен 5 и 7% соответственно.

Эксперты прогнозируют, что в 2019-м белорусский рынок e-commerce продолжит расти. Основной рост обеспечит усиление конкуренции среди игроков – конкуренция стимулирует их улучшать качество сервиса и привлекать больше клиентов.

В Интернете покупает половина белорусов

Согласно исследованию e-data.by за год количество белорусов, совершающих покупки в Интернете, увеличилось на 4%. В период с марта 2018-го по март 2019-го 49%, или 4,7 млн жителей страны, купили что-то онлайн.

Больше всего онлайн-шоппинг популярен в Минске и Минской области: 37% жителей региона регулярно покупают в Интернете. Наименее распространены интернет-покупки в Гродненской области: там интернет-магазинами пользуются 22% населения.

Самые популярные – местные интернет-магазины. Китай – на втором месте

Чаще всего белорусы совершают онлайн-покупки в локальных интернет-магазинах: на родине закупаются 90% тех, кто вообще покупает что-то онлайн. На втором месте – интернет-магазины Китая, там совершают покупки 74% белорусских интернет-покупателей. Далее следуют интернет-магазины США, России и Польши: за последний год в них покупали 5%, 3% и 3% интернет-покупателей соответственно.

17% интернет-покупателей отметили, что совершили покупку, увидев рекламу в соцсетях. Если рассматривать соцсети как отдельный канал продаж (по закону в них можно только рекламировать, а не продавать товары), то он займет третье место по популярности, уступив только белорусским и китайским интернет-площадкам.

 

Растет спрос на повседневные товары

Белорусы стали чаще покупать в Интернете вещи, которые нужны в повседневной жизни: товары для детей, продукты и товары для животных. Отвечая на вопрос, что вы купите скорее онлайн, чем оффлайн в будущем, большинство выделили доставку готовой еды, билеты на мероприятия, товары для животных, товары для строительства и ремонта, а также аренду и покупку недвижимости.

 

Главными причинами покупать в Интернете белорусы называют более низкие цены и больший выбор и ассортимент, чем в обычных магазинах. При этом степень влияния этих факторов зависит от категории товаров: так, при покупке автотоваров онлайн люди выше ценят больший выбор и ассортимент, а детских товаров – более низкие цены.

На определенные категории товаров в Интернете действуют сдерживающие факторы. Многие считают, что при покупке одежды онлайн, сложно уточнить важные характеристики, а при покупке продуктов нет гарантии соблюдения сроков и особых условий хранения.

Средний чек на одну покупку – 50 руб.

На одну покупку в Интернете белорусы тратят в среднем 50 руб. В разных категориях товаров эта сумма отличается: средний чек на технику и электронику равен 100 руб., на мебель и товары для дома – 90 руб, на одежду, обувь и аксессуары – 40 руб., на товары для детей – 30 руб.

За последний год средний чек на одну покупку в Интернете уменьшился на 8 руб. Это связано с тем, что ассортимент в онлайне расширяется более дешевыми товарами, особенно на китайских сайтах.

Со смартфонов оформляют заказы чаще, чем с ПК

За последний год количество заказов через мобильные устройства обогнало количество заказов через компьютеры. Сегодня, оформляя заказы в интернет-магазинах, белорусы в 40% случаях, пользуются мобильными приложениями (+ 16% к показателю прошлого года). 35% заказов оформляют через сайты на ПК (- 19% к показателю прошлого года) и 24% – через сайты на мобильных устройствах (+2%).

Рост популярности мобильных приложений связан с ростом популярности крупных маркетплейсов и интернет-магазинов, таких как AliExpress.com, Joom.com и Wildberries.by.

В 62% случаях оплачивают по факту получения

Белорусы стали на 8% чаще оплачивать покупки в интернет-магазинах по факту получения: наличными, картами, в кредит и рассрочку. Сегодня так рассчитываются в 62% случаях.

Вторым по популярности способом оплаты является безопасная сделка, доступная на зарубежных маркетплейсах. С ее помощью оплачивают 20% покупок.

При безопасной сделке покупатель платит деньги не напрямую интернет-магазину, а площадке (например, AliExpress.com), которая переводит их продавцу после того, как покупатель подтвердит, что с покупкой все в порядке. Белорусские маркетплейсы смогут ввести такую возможность после разрешения платежей в пользу третьих лиц. Соответствующий законопроект – Закон "О платежных системах и платежных услугах в Республике Беларусь" – сейчас проходит рассмотрение в Комитете госконтроля и Верховном суде.

Реже всего белорусы оплачивают покупки в интернет-магазинах по предоплате: полной (14% покупок) и частичной (4%).

Увеличивается популярность курьерской доставки и самовывоза

34% покупок белорусы забирают сами в почтовом отделении. Далее по популярности – бесплатная доставка курьером (29%) и самовывоз (16%). Реже всего пользуются платной доставкой: курьером (11%) и в отделение почты (10%).

Больше всего за год увеличилась популярность бесплатных способов доставки: доставки курьером (+6% к показателю прошлого года) и самовывоза (+5%).

Справка

e-data.by – исследовательский проект, который собирает аналитические данные о белорусском рынке электронной коммерции из разных источников. Команда проекта провела два исследования того, как белорусы совершают покупки в Интернете: первое – в марте 2018 года, второе – год спустя, в марте 2019-го. Для исследований были опрошены 1,000 белорусов, имеющих опыт покупок в Интернете. Выборка респондентов репрезентативна населению Беларуси по полу, возрасту и региону проживания.

E-commerce Day – крупнейшая ежегодная конференция по электронной коммерции в Беларуси, организатором которой выступает маркетплейс Deal.by. Конференция собирает на одной площадке всех, кто связан с рынком интернет-торговли в Беларуси: представителей профильных госорганов, маркетплейсов, интернет-магазинов и сопутствующих бизнесов. В 2019 году в событии принимают участие крупнейшие интернет-магазины и маркетплейсы России и Украины, среди которых Alibaba Group в России, Яндекс.Маркет, Ozon.ru, Prom.ua и Rozetka.ua. Генеральный партнер конференции – Альфа-Банк. Медиапартнер конференции – еженедельник «Аргументы и факты» в Беларуси.

Deal.by – белорусский маркетплейс, где представлены миллионы товаров и услуг от компаний и частных лиц. Deal.by помогает людям по всей стране продавать и покупать в Интернете. Каждый месяц белорусы добавляют в каталог маркетплейса тысячи товаров, благодаря чему здесь можно найти и купить любую нужную вещь: от детского конструктора до башенного крана.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно