12:12 14/04/2017 Виктория Джухунян 0 22532

Кто не успел. Чтобы купить машину недорого, надо было покупать ее... вчера

Были времена, когда автомобиль было выгодно покупать в Западной Европе. Еще год-два назад можно было существенно сэкономить, пригнав авто из России. Сегодня же у белорусов выбор автомобилей резко ограничен.

Что происходит на автомобильном рынке Беларуси? Стоит ли ожидать падения цен на новые и подержанные автомобили? В этих и других вопросах «АиФ» разбирался вместе с членами правления Автомобильной ассоциации «БАА» Андреем ПРОВОТОРОВЫМ и Сергеем МИХНЕВИЧЕМ.

Сегодня уже нет смысла пригонять автомобиль из России. Если еще два года назад там можно было выгодно купить машину, то сейчас цены на автомобили в наших странах сравнялись. А вероятность наткнуться на проблемную машину – «перебитую», угнанную, «убитую» российскими дорогами, – достаточно высока. Причем даже покупка машины в специализированном салоне не гарантирует безопасности, отметил Сергей Михневич. Дело в том, что в России, кроме официальных дилеров, которые более или менее контролируются производителями этих марок, есть салоны, связанные с теневым бизнесом. Там общение с клиентом происходит по принципу «одноразовой встречи».

Что же касается покупки машины в Западной Европе, выгадать на цене здесь также не получится. За счет высоких таможенных пошлин стоимость бюджетного авто вырастет до 50%. Да и изначально цены на западноевропейском рынке автомобилей выше примерно на 30%, так как там выше покупательская способность. Все эти факторы, несомненно, отражаются и на состоянии нашего авторынка.

Потенциал есть

По данным БАА, в течение последних трех лет в Беларуси официально ежегодно продавалось в среднем по 25 тысяч новых автомобилей -  меньше 5 автомобилей на тысячу человек. Для сравнения: в США, Западной Европе этот показатель составляет более 20-40 машин. На российском рынке эта цифра в два раза выше, чем у нас. Значит нам есть куда расти.  

По официальной статистике, парк автомобилей в Беларуси превышает 3 млн. Учитывая, что в стране ежегодно должно утилизироваться по причине ДТП или износа не менее 5% автопарка, можно говорить о том, что рынок автомобилей должен постоянно пополняться на 100-150 тысяч единиц в год, причем неважно, новыми или старыми автомобилями.

- По данным Белстата, в 2016 году в страну было ввезено около 55 тысяч автомобилей. Из них новых - около 33 тысяч. Это рекордно низкий показатель по числу ввезенных автомобилей, но рекордно большой по соотношению новых автомобилей к общему числу ввезенных. Такого раньше никогда не было. Это говорит о том, что рынок меняется, - отметил Андрей Провоторов.

– Произошло это в основном из-за уменьшения «серого» сегмента, в то время как официальным дилерам удалось сохранить объемы продаж. Люди начинают понимать выгоду покупки новых автомобилей в Беларуси, - говорит Сергей Михневич.

В 2014 году из-за девальвации и падения российского рубля автомобили европейских производителей, собранные в России, подешевели почти в два раза: в среднем цена бюджетного седана упала с 17 до 9 тысяч долларов. Это ударило и по рынку подержанных автомобилей.

Люди, покупавшие трехлетние машины, не хотят продавать их так дешево. Арифметика простая. Автомобиль, купленный за 18 тысяч долларов, сегодня принимают с 40%-м дисконтом, но уже к нынешней стоимости.  Итого получается 7 тысяч долларов.

Кроме того, по прогнозам экспертов, в ближайшие 2-3 года ожидается оживление на рынке «трейд-ин».

- Сегодня дефицит подержанных 3-5-летних автомобилей, - пояснил Сергей Михневич. – Люди  хотят, но не могут поменять машину, чтобы купить новую. Если нет наличных денег, то придется брать кредит. Поэтому еще один фактор, характеризующий ситуацию на автомобильном рынке, – увеличение периода эксплуатации. Раньше машины меняли раз в три года: заканчивалась гарантия, и человек покупал новое авто. Был выбор «бэушных» машин в том же ценовом диапазоне. Сейчас же автовладельцы эксплуатируют транспорт до 5-7 лет, что в принципе создает отложенный спрос на новый автомобиль, а также усиливает дефицит среди подержанной техники.

Россия «рулит»

Несмотря на то что покупательская способность населения упала, это никак не сказывается на тренде цен. Новые и подержанные автомобили дорожают.

- Если вы хотите успеть купить машину по хорошей цене, то надо было это делать вчера, - отметил Сергей Михневич. - Только за прошлый год подорожание российского рубля к белорусскому рублю и доллару привело к тому, что цены  в рублях РБ уже выросли на 30-40%. В 2017 году также стоит ожидать повышения  еще на 10-15% при условии, что российский рубль не будет дальше укрепляться  к доллару и белорусскому рублю. Скорее всего к концу 2017 года цены на новые автомобили бюджетного класса в долларах еще приблизятся  к уровню 2014 года.

Что же в итоге? Были времена, когда автомобиль было выгодно покупать в Западной Европе. Еще год-два назад можно было существенно сэкономить, пригнав авто из России. Сегодня же у белорусов выбор автомобилей резко ограничен. 90% новых машин, которые продаются в Беларуси, - российской сборки. По сути, Россия диктует нашему автолюбителю, что и за сколько покупать. С одной стороны, новые машины стали доступнее для белорусов. Но есть и другая сторона медали - нам приходится выбирать из того, что предлагает российский автопром. А выбор там небогатый. Каждый белорусский автодилер сократил предложение автомобилей в своем модельном ряду почти в 2 раза.

- Мы потеряли больше половины моделей. Например, если раньше «Фольксваген» предлагал 13 моделей, то сейчас их 7. Все из-за того, что в Российской Федерации они не производятся. А для того чтобы расширить производство, нужны инвестиции. Мы знаем, что сейчас по ряду экономических и политических факторов вряд ли стоит их ожидать, - резюмировал Михневич. - Конечно, при желании можно пригнать свежую модель авто из Западной Европы. Но это обойдется в копеечку. А лишних денег у людей нет.

И еще один неприятный момент, который также повлияет на стоимость автомобилей: необходимость оборудовать свое транспортное средство системой экстренного оповещения о ДТП ЭРА-ГЛОНАСС.

С 1 января 2017 года «экстренная кнопка» должна находиться во всех машинах, выпускаемых для стран ЕАЭС. Вот только если в России своя система уже была запущена, то в Беларуси пока только создается инфраструктура для ее функционирования. Получается, что новые автомобили подорожают на стоимость установки «тревожной кнопки» - приблизительно на 300-400 долларов США. Во-вторых, необходимость оборудования транспортного средства системой ЭРА серьезно сократит модельные ряды. Ведь разработка устройства для разных автомобилей отличается, что вынудило производителей задуматься о невыгодности поставки ряда моделей на рынок ЕАЭС.

Загрузка...
NNN

REDTRAM
Loading...
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Как нужно поливать разные виды овощей?
  2. Что делать и как не утонуть, попав в обратное течение?
  3. Состоится ли 3 июля военный парад в Минске?
NNN
REDTRAM
Loading...

Новое на AIF.by