18:29 03/04/2017 0 1144

«Группы смерти» как лакмус. Как родители сами толкают детей в Сеть

«Все испортили эти социальные сети и этот Интернет» — популярная отговорка, которая прячет главное: Сеть лишь отражает все проблемы, которые есть в обществе и у ребенка.

Популярно мнение, что многие проблемы с подростками у родителей возникают из-за Интернета. Однако эксперты уверяют: мы теряем своих детей вовсе не потому, что их засасывают социальные сети. Почему подростков нельзя лишать Интернета и как оградить ребёнка от опасностей в Сети? Рассуждает Кирилл ХЛОМОВ, старший научный сотрудник Института общественных наук РАНХиГС, кандидат психологических наук:

- Кирилл, не преувеличиваем ли мы негативную роль Интернета и соцсетей для подростков?

Во многом — да. В современной жизни Интернет и общение в соцсетях — необходимое условие для социализации детей и подростков. Это реальность, в которой дети живут, общаются и развиваются. Изоляция детей от Интернета будет тормозить их развитие. Исследования отечественных психологов показали, что дети из хороших школ (из верхней части рейтинга), которые успешно учатся, больше времени проводят в Сети и больше общаются с использованием соответствующих технологий. Причины просты. Интернет и соцсети — это сегодня основные каналы связи, распространения информации. Ведь и к взрослому человеку теперь — и в жизни, и в его работе — предъявляются требования уметь пользоваться мобильным Интернетом, электронной почтой, поиском информации. Продвижение услуг, товаров и мероприятий в большинстве случаев переместилось в социальные сети. Поэтому знание языка социальных сетей и умение оперировать этим языком — это часть современного мира, который ребёнку необходимо осваивать. Так же, как когда-то люди учились пользоваться шариковыми ручками, потом пишущими машинками, автомобилями и компьютерами.

С другой стороны, социальные сети — это отражение всего, что есть в обществе, в том числе негативного. Раскованное сексуальное поведение, риск правонарушений — всё это присутствует в интернет-пространстве. Однако просто изоляция ребёнка от Интернета вовсе не гарантирует, что он будет ограждён от всего плохого в обществе.

— Что же делать?

— Нужно стараться быть внимательнее к разным сферам жизни ребёнка, в том числе и в Интернете. Нужно учитывать, что в подростковом возрасте есть стремление к отделению от родителей. Это выражается в том, что подростки склонны использовать для общения другие интернет-площадки — не те, что используют взрослые. Например, взрослые чаще используют Фейсбук, а дети - ВКонтакте. Тем не менее, родители могут составить представление, чем живёт в Сети их ребёнок, и заметить перемены в его эмоциональном состоянии. Например, обратить внимание на его статусы, музыку, которую он выкладывает и слушает, кто у него в друзьях, какие картинки он размещает на своей страничке. При этом важно быть очень аккуратным, особенно если хочется высказаться по поводу увиденного на страничке ребёнка и друзей, с которыми он общается. Стараться меньше ограничивать и регулировать. Зачастую родитель считает, что основная его задача — это контролировать ребёнка. Правильнее всё же помогать подростку увидеть, где опасность, где он рискует, и постараться поддержать. Либо предложить подростку иной, более безопасный вариант удовлетворить свои потребности.

— Нередко причиной того, что подросток решается на последний шаг, становится чувство одиночества, ощущение, что его никто не понимает... При этом в соцсетях у такого подростка может быть куча друзей.

— Да, это, увы, примета современного мира: люди становятся более одинокими, даже внутри одной семьи. Тебе не нужно общаться с другим человеком, чтобы себя развлечь. Ты можешь это сделать с помощью гаджета. Поэтому одиночество становится более привычным, и сложнее распознать потребность в живом общении и близости с другими. Хотя она никуда не делась! Есть важное наблюдение психологов. Хотя подростки, в отличие от взрослых, не делают большой разницы между людьми, с которыми готовы общаться вживую или в Интернете, всё же больше рады личному общению. Но вот эта дорожка к близости между родителями и подростками становится более трудной, чем раньше. При этом родители больше стараются обеспечить материально-учебную сторону жизни детей: подобрать хорошую школу, одеть не хуже других, приобрести всё необходимое для учёбы и занятий. А чтобы всё это обеспечить, надо много работать. А значит, у них остаётся меньше времени и физических и душевных сил на общение, поддержку ребёнка, возможностей вникнуть в его дела, понять настроение. Не говоря уже о том, что с детьми-подростками обеспечить такую эмоциональную близость трудно. Ведь задача их возраста — отдаляться от родителей, обретать самостоятельность. Взрослым это приходится преодолевать и быть терпеливым к подростковым переменам настроения, агрессии, отвержению, капризам.

— Но, несмотря на стремление к свободе и независимости, всё же дети остаются пока ещё детьми, и им хочется родительской ласки и внимания. Может быть, как никогда в другом возрасте...

— Это так. Ведь даже большую часть суицидов подростки задумывают как демонстративные. Они надеются, что в последний момент взрослые придут и вытащат их. И услышат что-то про их боль. Для этого они оставляют «следы», на которые могли бы обратить внимание взрослые. Это такой крик о помощи. К примеру, ребёнок пьёт таблетки за 15 минут до прихода родителей, оставляет записки на видных местах и т.д. То есть он хочет быть спасённым! Такой вот парадокс. Понятно, что какое-то количество из этих попыток плохо рассчитаны, и взрослые не успевают спасти детей. Это иллюстрация того, что подросток хочет быть услышанным и понятым. Но зачастую не умеет попросить о помощи. В частности, потому, что у него мало опыта. Не в каждой семье этому учат.

Добавьте ко всему этому, что подростковому возрасту характерно гротескное восприятие реальности. Большое количество подростковых самоубийств совершается по причине несчастной любви: «Это навсегда, и больше никогда никто любить не будет». Из-за ссор с родителями: «Они меня не понимают, никто меня не понимает в целом мире», «Я один против всех. Зачем же мне тогда жить?». Такое тотальное переживание способствует тому, что подросток, охваченный сильным чувством, может решиться прервать собственную жизнь. Среди других причин — травля в школе, страх неудачи и ожидание отвержения. Вот скоро выпускникам школ предстоит ЕГЭ. Этот период — всегда зона риска. Особенно если родители слишком много значения придают результатам экзаменов.

Что характерно: ребёнок начинает чувствовать душевную боль, и это переживание боли сужает его сознание, способность мыслить более объективно. Плюс к тому — отсутствие жизненного опыта приводит к тому, что собственные переживания видятся самыми сильными, такими, которые никто не испытывал. А помощь попросить не умеет или не хочет — потому что «стыдно», «уже не маленький и должен справиться сам»... А родителям такие «самостоятельные» установки мешают услышать крик о помощи.

— Неслучайно во время экзаменов сообщения о самоубийствах и попытках суицида среди детей возрастают.

— Нужно понять самим родителям и поговорить об этом с ребёнком: неудачно сданный ЕГЭ не разрушает жизнь человека, это не конец всему и вся. В конце концов, на высшее образование человек может себе заработать. Да, провал на ЕГЭ делает ситуацию сегодняшнего дня более неудобной и дискомфортной, у юношей возникает риск попасть в армию. Однако способность пережить неудачу, как ни странно, может привести, наоборот, к большему успеху в жизни. Без неудачи жить невозможно. Нет людей, которые никогда в жизни не падали, так учатся подниматься и снова взлетать.

Родителям важно помнить: излишнее давление взрослых и завышенные ожидания могут привести скорее к негативным последствиям, чем к позитивным.

— В каком возрасте дети больше склонны расстаться с жизнью?

— Вообще с 11 до 18 лет. Но пик — это начало 6-го класса, то есть с 12 лет.

— Психологи всё время говорят, что подростки романтизируют смерть, а потому не боятся сделать последний шаг.

— Я бы сказал, что подростки скорее недооценивают реалистичность и натуралистичность смерти в реальной действительности. Потому что у них нет опыта, они в жизни с ней почти не сталкиваются, редко видят покойников. Когда умирают дедушки и бабушки, то всеми связанными с похоронами вопросами занимаются родители. Зато дети смотрят фильмы, где героям часто удаётся избежать смерти. Играют в компьютерные игры, где у героев может быть несколько жизней. В тех же «группах смерти» активно эксплуатируют тему игры. Игровой компонент тоже уводит в сторону от реальности. Вообще в нашей культуре существует избегание такой темы. Внутри семьи об этом не говорят. Боятся. Кроме того, со смертью обычно связано чувство страха. Отсюда возникает желание контролировать и управлять смертью. Чтобы почувствовать себя исключительным.

— К чему может привести всплеск интереса в прессе к «группам смерти» и смертельным играм?

— Думаю, широкое обсуждение темы в СМИ даст позитивный эффект, дети получат поддержку — психологов, родителей. И он уже есть. Родители, учителя и одноклассники стали обращать внимание на признаки рискованного поведения детей. И тем самым кого-то уберегли от гибели. Был случай, когда мама обратила внимание на рисунок синего кита у ребёнка на руке и обратилась к психологам. В другом случае дети сами заметили неладное в поведении одноклассника (что у него подавленное настроение, порезы на руках), сообщили об этом школьным психологам, родителям.

Родителям важно не стыдиться, если что-то такое происходит с ребёнком. Не бояться обращаться за помощью. Вспомните, как недавно популярен был такой мем: «Мой ребёнок без шапки, но это потому, что я сам так решил — как хочу, так и воспитываю». И множество им подобных. Нужно понять для себя: если что-то не получается в воспитании ребёнка, то это не родитель плохой, не умеет ребёнка воспитывать, просто такая ситуация возникла, и с ней нужно как-то справляться. Родителям тоже надо уметь переживать неудачи в воспитании ребёнка и при этом вставать и идти дальше. Падать и вставать.

Материал подготовлен: www.aif.ru
Загрузка...
NNN

REDTRAM
Loading...
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Что такое фанфики?
  2. Кто покупает белорусскую обувь за границей?
  3. Как наладить торговлю в Интернете?
NNN
REDTRAM
Loading...

Новое на AIF.by