12:12 01/02/2017 0 3148

Пятёрка — маме, двойка — сыну. К чему приводит родительская помощь

Ситуация, в которой многие семьи узнают себя: ребёнку задали домашнее задание, а села выполнять его мама. Но правильно ли так делать? Почему родители мастерят за детей поделки и к чему такая, безобидная на первый взгляд, помощь может привести?

Nejron Photo / shutterstock.com

Родительское творчество

Подготовка к урокам труда и ИЗО — дело хоть и увлекательное, но трудоёмкое. Некоторые дети с головой уходят в этот процесс, а за других всё делают родители. Приходят мама с папой после работы - и начинают мастерить очередную поделку в школу. Правильно ли так делать и чем чревата эта услуга, "АиФ" узнал у учителя высшей категории с 29-летним стажем работы Светланы Чухно.

Учитель начальных классов МБОУ
Учитель начальных классов  Фото: АиФ/ Ирина Чухно

Ирина Иваницкая, "АиФ": Почему родители выполняют поделки вместо детей?

Светлана Чухно: Во-первых, потому что намного проще сделать всё самому, чем объяснить ребёнку. Во-вторых, меньше мусора остаётся после работы и экономнее расходуется материал. И, в-третьих, папам и мамам хочется, чтобы работа их чада была одной из лучших, а может быть, и лучшей в классе. Естественно, что ребёнок делает всё очень долго, да и результат может получиться не такой, на который надеются родители. Поэтому они мастерят поделки вместо детей, а те в свою очередь выдают их за свои.

В школе тайна «изготовителя» быстро раскрывается. Учитель видит, как ребёнок работает в классе и знает его способности. Ему не составит большого труда сопоставить работы, которые ученик выполнил дома и на уроке. Некоторых педагогов такой расклад вполне устраивает, потому что можно поставить отличную оценку в журнал, отправить творение на выставку и вообще «не заморачиваться» с ребёнком: не оставлять его после уроков, не объяснять опять тему и ничего не переделывать.

Ещё некоторые родители так тешат своё самолюбие. Может быть, они в школе не состоялись как хорошие ученики именно по трудам или ИЗО, поэтому сейчас пытаются реализовать себя через детей.

На уроке ИЗО.
На уроке ИЗО. Фото: АиФ/ Ирина Чухно

— Как дети относятся к родительской помощи?

— Одни дети проявляют самостоятельность и говорят мамам и папам, чтобы не помогали. Других ребят, наоборот, всё устраивает, потому что ничего делать не нужно. И, пока родители трудятся, у них есть время посидеть в телефоне или заняться чем-нибудь ещё.

Иногда ученикам стыдно, и они говорят: «Мне мама помогала...». Проверить их слова очень просто — предложить сделать эту же работу снова. Тогда сразу видно, кто какую лепту внёс.

Печальные последствия

— К чему может привести такая услуга?

— Конечно же, такая «помощь» учит ребёнка врать. Кроме того, ученик перестаёт ценить свою работу, потому что не знает, сколько на неё уходит времени, сил, а иногда и здоровья. Он перестаёт стараться и уважать чужой труд.

— Как дети реагируют на то, что за кого-то работу выполняют родители?

— Конечно же, дети всё видят и отлично понимают, какую работу одноклассник выполнил сам, а какую за него сделали. Они сразу же начинают за это стыдить и громко говорить: «Да ты не сам, да ты с родителями».

Если мы устраиваем конкурс, то категории и критерии оговариваем заранее. Сам выполнял — одни баллы, с мамой — другие.

— В каком классе родители чаще всего выполняют задания вместо детей?

— В первом классе мамы и папы вообще очень часто делают всё за детей. Был у меня класс, в котором родители друг перед другом демонстрировали свои способности в школьных работах, показывали, кто талантливее. Я раз на собрании сказала, что ребята должны выполнять всё сами, два сказала — не подействовало. Тогда через некоторое время предложила ученикам выполнить ту же самую работу, что они делали дома. Только рисовали мы уже в классе. Сколько же тогда было пролито слёз... Потом я вывесила работы на доску. Сверху — ребят, а снизу их родителей. Разница очевидна. Всем тогда было очень стыдно. С тех пор в этом классе мамы и папы перестали творить за детей.

Работа родителя (сверху) и ребёнка (снизу).
Работа родителя (сверху) и ребёнка (снизу). Фото: АиФ/ Ирина Чухно

«Я сам!»

— Каким образом учитель может приучить ребёнка к самостоятельности?

— Опять же, расскажу на примере. Есть один ученик, вместо которого постоянно всё рисовали родственники. Как-то раз я к нему подошла и сказала: «Если ты безрукий, то разрешаю не делать работу, однако руки у тебя я вижу. Если ты не понимаешь, что требуется, тогда объясню ещё раз, а, если ленивый, то просто не буду с тобой дружить». На этом наш разговор был закончен. Через некоторое время по литературному чтению было домашнее задание: нарисовать иллюстрацию к прочитанным главам повести-сказки А.Н. Толстого «Приключения Буратино». Этот мальчик принёс в класс Мальвину, изображённую на формате А4. Она была толще Карабаса-Барабаса, зато сделана его руками. И, когда мы в классе устроили выставку работ, он с гордостью вывесил её на доску. Дети поддержали своего одноклассника и похвалили. Теперь он рисует сам.

Конкурс «Арт-Ёлка».
Конкурс «Арт-Ёлка». Фото: АиФ/ Ирина Чухно

— Как родителям правильно наладить работу с ребёнком, чтобы не оказать ему «медвежью услугу»?

— Все поделки ученик должен мастерить сам. Родители могут показать пример, а он уже по аналогии сделает что-то своё. Тогда у ребёнка появится гордость за свою работу, разовьётся самостоятельность и ответственное отношение к труду. А, если мама уж очень сильно хочет помочь, то пусть садится рядышком. Она делает свою работу, а ребёнок - свою и с гордостью говорит: «Я сам!»

Конечно, есть задания, которые направлены на совместное творчество родителей и ребёнка. Все они оговариваются заранее.

Недавно в нашей гимназии проходил конкурс «Арт-Ёлка». И кто с мамой трудился, кто - с папой или братом. А один мальчик принёс маленькую кривенькую ёлочку, украшенную бисером, с гордой надписью: «Денис. Сам».

Материал подготовлен: www.aif.ru
Загрузка...
NNN

REDTRAM
Loading...
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Можно ли обменять подарочный сертификат на деньги?
  2. ...Чем опасны бонстики для котов?
  3. Как в Беларуси планируют развивать хоккей после Чемпионата мира?
NNN
REDTRAM
Loading...

Новое на AIF.by