И, пока дети из небогатых семей целыми днями прикованы к экранам, потому что родители не могут обеспечить им услуги нянь, интересные поездки и развлечения не в виртуальной, а в реальной жизни, отпрыски элиты получают старомодные деревянные игрушки, игры на свежем воздухе и роскошь общения не через экран.
Реальность – для элиты?
Ещё недавно казалось, что дети богатых родителей раньше всех получают доступ к Интернету, самым навороченным и дорогим гаджетам и быстрее приобретают востребованные технические навыки, а бедные остаются за бортом жизни. Однако получилось скорее наоборот. Сейчас электронные новинки всё активнее продвигают в государственных американских школах и детсадах, в то время как частные образовательные учреждения всё чаще отказываются от экранов и гаджетов.
Например, Вальдорфская школа, популярная среди сотрудников Кремниевой долины, пытается учить детей без модных электронных устройств. Да и сами обеспеченные родители, работающие в ИТ-компаниях, всё чаще запрещают их в своих семьях. По данным исследования американской некоммерческой организации Common Sense Media, подростки из семей с низким доходом проводят у экранов в среднем 8 часов, а более обеспеченные – меньше 6 часов.
«Не уверен, что в России «цифровой разрыв» объясняется финансовым состоянием семьи, – считает ст. н. с. лаборатории когнитивных исследований Института общественных наук РАНХиГС, научный руководитель центра по работе с подростками «Перекрёсток» Кирилл ХЛОМОВ. – Скорее он больше связан с социально-интеллектуальным развитием, продвинутостью родителей в вопросах воспитания ребёнка».
Соблазны и привычки
Между тем производители гаджетов, компьютерных игр и прочей развлекательной «начинки» привлекают к разработке своих продуктов психологов, которые придумывают всё новые инструменты для захвата детского внимания.
«Дети – это же будущие покупатели гаджетов и электронных продуктов. Зацепить их пытаются в раннем возрасте, чтобы сформировать привычку пользоваться конкретными устройствами, обеспечить лояльность к бренду, – объясняет Кирилл Хломов. – Например, YouTube сейчас активно включает рекламу в просмотр мультика или видео и предлагает прерваться через некоторое время. Это эксплуатация внимания. Есть другой подход – в игре заранее закладывается время на восстановление жизни: хочет ребёнок или нет, а для продолжения развлечения ему придётся ждать, скажем, час-полтора. Правда, часть производителей при этом начинают зарабатывать на нетерпеливых пользователях, предлагая им оплатить ускорение процесса».
Всё это сеет панику среди родителей, заставляя думать, что отнять смартфон у школьника практически невозможно.
«Не соглашусь, что это так уж сложно, – говорит психолог. – Дети готовы переключаться от экранов, если у них будет интересная альтернатива. Просто они не умеют организовать её сами. Это как раз дело родителей и отчасти школы. Если в семье приняты настольные игры, совместные походы в кино или театр, катание на коньках, лыжах и т. д., то отвлечь ребёнка нетрудно.
Проблема в том, что родители сами часто «залипают» в смартфонах. Посмотрите на взрослых: они идут на работу, по коридорам офисов, едут в транспорте, уткнувшись в гаджеты. А если оторвать ребёнка от экрана стало действительно очень сложно, значит, ситуацию уже упустили. Когда ребёнок болезненно, с яростью, отчаянием, злостью и вспышками гнева реагирует на запрет, значит, он не приспособлен к существованию без гаджета. И здесь надо что-то менять в родительской стратегии либо обращаться к психологам».
Учитель Гаджет. Как научить бабушек и дедушек пользоваться смартфоном?
Мой смартфон - шпион? Надо ли бояться собственного гаджета?
Смартфономания. Что нужно знать, чтобы не переплачивать за телефон?
Правила комментирования
Эти несложные правила помогут Вам получать удовольствие от общения на нашем сайте!
Для того, чтобы посещение нашего сайта и впредь оставалось для Вас приятным, просим неукоснительно соблюдать правила для комментариев:
Сообщение не должно содержать более 2500 знаков (с пробелами)
Языком общения на сайте АиФ является русский язык. В обсуждении Вы можете использовать другие языки, только если уверены, что читатели смогут Вас правильно понять.
В комментариях запрещаются выражения, содержащие ненормативную лексику, унижающие человеческое достоинство, разжигающие межнациональную рознь.
Запрещаются спам, а также реклама любых товаров и услуг, иных ресурсов, СМИ или событий, не относящихся к контексту обсуждения статьи.
Не приветствуются сообщения, не относящиеся к содержанию статьи или к контексту обсуждения.
Давайте будем уважать друг друга и сайт, на который Вы и другие читатели приходят пообщаться и высказать свои мысли. Администрация сайта оставляет за собой право удалять комментарии или часть комментариев, если они не соответствуют данным требованиям.
Редакция оставляет за собой право публикации отдельных комментариев в бумажной версии издания или в виде отдельной статьи на сайте www.aif.ru.
Если у Вас есть вопрос или предложение, отправьте сообщение для администрации сайта.
Закрыть