Юлия Тельтевская 0 42280

Индивидуальный подход в обучении вождению в Беларуси не за горами

Статья из газеты: 26/10/2011

Специалисты утверждают, что в деле подготовки водителей медленно, но верно происходят позитивные изменения и улучшения.

НАШИ ЭКСПЕРТЫ:
04_svistun Михаил СВИСТУН (М.С.), заместитель директора Республиканского унитарного сервисного предприятия «Белтехосмотр»
04_maximov Андрей МАКСИМОВ (А.М.), директор Республиканской ассоциации учебных организаций по подготовке водителей транспортных средств
04_yakusevitch Татьяна ЯКУСЕВИЧ (Т.Я.), начальник отдела по сертификации продукции машиностроения и услуг РУП «Белорусский государственный институт метрологии»
  • - Андрей Львович, в конце ноября прошлого года вы присутствовали на рабочем заседании комиссии по рассмотрению нормативных технических правовых актов, регламентирующих порядок подготовки будущих водителей и др. Тогда было принято решение убрать пункт, согласно которому из-за плохих результатов сдачи экзаменов УП «Белтехосмотр» назначал для автошкол внеплановые проверки.

А.М.: - Да, мы пришли к выводу, что показатель экзаменов - не главное, так как есть масса других факторов, которые могут повлиять на человека: плохое самочувствие, погодные условия.

  • - В мае прошло согласительное совещание, результатами которого вы остались довольны. Что именно вас порадовало?

А.М.: - На рассмотрение были вынесены два стандарта: о порядке и организации подготовки/переподготовки водителей и о порядке приема выпускных экзаменов в учебных организациях. Радует, что были соблюдены интересы автошкол. Например, требования к квалификации преподавательского состава. Так, ранее занятия по теории могли проводить преподаватели, имеющие какую-нибудь автомобильную специальность. Теперь могут также педагоги и юристы. Пересмотрен порядок исчисления водительского стажа, что является определяющим при назначении на должность мастера производственного обучения управлению транспортными средствами.  Конкретизирован порядок и организация проведения дополнительных занятий по практическому вождению. Это очень важный момент, т.к. практическая составляющая подготовки водителей - очень специфическая сфера и зачастую не укладывается в то количество часов, которое определено программой. К примеру, одному на овладение навыками маневрирования в ограниченном пространстве (заезд в гараж, эстакада, парковка и пр.) достаточно нескольких часов, а другому необходимо в 2-3 раза больше времени.

Вообще-то меня поражает индифферентность руководителей  автошкол, преподавательского состава в вопросах участия в разработке и обсуждении  нормативных актов, которыми они впоследствии будут руководствоваться. Проекты для всеобщего обсуждения вывешиваются на сайтах разработчиков: читай, анализируй и предлагай - ан нет. Вы принимайте что хотите, а мы будем работать так, как нам удобно. Я говорю о том, что автошколы принятым программам подготовки не следуют. Идет элементарное тупое натаскивание и дрессура к сдаче экзаменов в ГАИ.

М.С.: - Были устранены некоторые разногласия, например, касающиеся автодромов. Если раньше не знали, как трактовать «твердое покрытие», то теперь четко определили.

Второй вопрос касался оборудования автодромов. В предыдущем нормативном документе были указаны размеры элементов, но не было информации, из чего они сделаны. Доходило до абсурда: в качестве элементов автодрома использовали и пластиковые бутылки, и камни, и покрышки, и запасные части от автомобилей… Ныне четко прописано, из какого материала должны быть элементы. Также определена цветографическая схема элементов: если раньше на автодромах можно было увидеть все цвета радуги, то теперь, согласно ПДД, четко определены три цвета - черный, белый и красный.

На этом работа не останавливается, и изменения в части функционирования автошкол еще будут, но на данном этапе, как я считаю, у нас достаточно нормативных технических правовых актов, которые регламентируют порядок подготовки водителей.

  • - Михаил Сергеевич, будет ли пересматриваться вопрос о количестве часов, отведенных на практическую подготовку водителей?

М.С.: - Количества часов, отведенных на практическую подготовку водителей (а это 40 часов), достаточно, и увеличивать нет необходимости. На мой взгляд, вопрос не в программе, а в обучении. Что касается теории (180 часов), то, возможно, со временем количество часов будет сокращено, поскольку часть программы учащиеся вправе изучить самостоятельно. Тем более сегодня порой бывает так, когда на занятиях не лекции читают, а просто раздают билеты: «Решайте!» - и на этом учебный процесс заканчивается.

  • - Есть масса ситуаций, когда водителям нелишне обновить знания, вспомнить навыки вождения. Почему в Беларуси нет возможности повышения квалификации водителей или их переподготовки?

А.М.: - Мы пробовали организовать курсы повышения квалификации для тех водителей, кому это необходимо, но самостоятельно идти на дополнительное обучение люди не хотят.

М.С.: - Программа повышения квалификации для водителей, которым необходимо восстановить навыки, есть - она разработана. Но это недешевая услуга. Видимо, поэтому пока на нее спрос невелик.

  • - Куда обращаться, если все-таки будут желающие?

М.С.: - ООО «БВД», Минский государственный автомеханический колледж, Могилевский АУК. Со временем в каждой области таких организаций будет не менее трех.

Два органа сертификации

- Ассоциация автошкол активно выступала за то, чтобы появился второй орган сертификации услуг по подготовке водителей и чтобы прекратилась монополия Минтранса, который являлся собственником ряда автоучебных организаций по всей республике. Мотивировка была следующая: если ко всем организациям, и государственным и частным, будут предъявляться одинаковые требования - невыполнимые для многих, - значительное число автошкол просто перестанет существовать. Возникнет дефицит учебных организаций, здоровая конкуренция исчезнет. Либо на практике будет действовать политика двойных стандартов, в рамках которой будущих водителей постараются обеспечить услугами исключительно на базе государственных автошкол…

  • - В конце 2010 года аккредитацию по теме «Услуги по подготовке водителей» получил Белорусский государственный институт метрологии. Тревоги ассоциации улеглись? Частные автошколы перестали зажимать?

М.С.: - Частников никто не зажимал: с 2006 года количество частных автошкол возросло в 2,5 раза, с 46 до 126.

А.М.: - Некоторые нормы Минтранса ударяли по частникам. В первую очередь требование к автодромам. Целевое назначение, ограничение по площади (не менее 1200 кв.м. на 10 машин), ограничение возраста учебного транспорта, требования по наличию в собственности автошколы не менее 50% учебных автомобилей и другое. Все это предполагалось закрепить в соответствующем постановлении Совмина. Ассоциация вмешалась, и Совмин пошел нам навстречу: постановление не приняли. Указанные меры выбили бы с рынка многие частные автошколы. Говоря проще, Минтранс хотел исключить арендные отношения. А устранение монополии теперь позволит автошколам выбирать, куда подавать заявку на сертификацию.

  • - Органы сертификации конкурируют между собой?

Т.Я.: - Оба органа работают в соответствии с едиными требованиями, которые регламентируют деятельность органов по сертификации, по одним нормативным документам, поэтому нет оснований говорить о какой-то конкуренции… В нашу задачу входит проверка учебных организаций по подготовке водителей на соответствие предъявляемым им требованиям.

Экзамен по-новому

  • - У ассоциации был ряд конкретных предложений, внедрение которых должно помочь улучшить качество обучения в автошколах. Озвучьте их, пожалуйста.

А.М.: - К сожалению, водителей готовят не для участия в дорожном движении, а натаскивают для сдачи экзаменов в ГАИ. Система приема направлена не на то, чтобы выявить людей, готовых к дорожному движению, а на то, чтобы определить тех, кому можно дать права, чтобы они потом учились ездить. Поэтому, что касается наших предложений, в первую очередь надо, чтобы Госавтоинспекция пошла нам навстречу и изменила требования приема теоретического экзамена. Здесь много что надо менять. В первую очередь, содержательную часть экзаменационных вопросов. С апреля этого года лица, управляющие мопедами (скутерами) должны в обязательном порядке получить водительское удостоверение, для чего в заявительном порядке надо сдать только теоретический экзамен в ГАИ. Отмечу, что инициатива исходит от ГАИ, и, собственно, постановление Совмина от 12.04.2011 №441 рождалось там же. Человек, решивший получить права на скутер, вынужден сдавать экзамен по вопросам для водителей категории «В». Это значит, что он учит правила буксировки, перевозки грузов, особенности вождения по автомагистралям, где на мопедах вообще запрещено ездить, требования по техническому состоянию автомобилей и т.д. Зачем ему это все знать? По правилам он может ездить только по обочине или по проезжей части дороги, но не далее 1 м от ее правого края. Просто нет слов.

Во-вторых, необходимо обратить внимание на техническое оснащение автошкол, которое влияет на качество обучения. Пора вспомнить, в какое время мы живем и какими обладаем возможностями. Имею в виду обязательное наличие в классах различных железяк, снятых с отслуживших свое автомобилей. Это требование программ подготовки для лучшего усвоения курса по устройству автомобилей. На самую популярную категорию «В» указанный выше курс составляет всего 10 часов учебного времени, включая итоговое занятие. Современные автошколы обладают набором мультимедийного оборудования, которое в более наглядной и доступной форме поможет усвоить азы данной дисциплины.

Также настало время для разработки новых программ, предусматривающих различные уровни подготовки, рассчитанные на разные категории учащихся.

М.С.: - Дифференцированный, индивидуальный подход в обучении курсантов необходим. Постепенно мы к этому придем, но это работа не одного года.

Сегодня в системе подготовки водителей самое слабое звено - мастер производственного обучения вождению: и в этом направлении надо провести серьезную работу.

КСТАТИ

Новые нормативы сдачи квалификационных экзаменов в ГАИ были утверждены постановлением МВД № 67 от 22 февраля 2011 года. Если раньше на первом этапе в ГАИ приходилось сдавать один элемент, то сейчас - два. Отведенное на это время - 12 минут.

Изменения коснулись и сдачи практического экзамена в городе. Вместо 20 минут теперь предусмотрено 4 километра пути, выбранного экзаменатором. По новым нормативам отказались от начисления штрафных баллов. Теперь считают нарушения ПДД: экзамен не сдан, если курсант допустил два любых нарушения.

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Подписка в 2020 году

Актуальные вопросы

  1. Почему нельзя закусывать алкоголь тортами и шоколадом?
  2. Можно ли заранее забронировать столик в буфете театра?
  3. Когда пешеходы обязаны носить фликеры, а когда это рекомендация?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by