7141

Чувство единства. Почему люди не всегда спешат переезжать в мегаполисы

№ 40 от 3 октября 2012 года 03/10/2012

 

Майкл ВЭШ - один из самых узнаваемых профессоров Государственного университета Канзаса. За достижения в области антропологии культуры он удостоился звания «Зарождающийся исследователь» от журнала «National Geographic». Видеопроекты его студентов набирают миллионы просмотров на YouTube.com. А еще Вэш известен тем, что каждый день приезжает в университет на велосипеде. Он всю свою жизнь доказывает в теории и на практике пользу велосипедного транспорта.

Капсульное общество

Вэш преподает курс антропологии культуры. Он одновременно изучает сообщество и изменяет его. Будучи заядлым велосипедистом, он активно продвигает велодвижение в канзасском городке. В то время как большинство горожан передвигаются исключительно на автомобиле, Вэш, чтобы добраться до работы, ежедневно садится на велосипед. По его убеждению, машины разрушают местное сообщество, а велосипеды, наоборот, способствуют его поддержанию. Сообщество, в котором доминируют автомобилисты, в антропологии называется капсульным.

- Езда на велосипеде укрепляет сообщество, создает чувство единства, - говорит Вэш. - Вот например, когда я еду на велосипеде на работу, я часто останавливаюсь, чтобы поговорить со встречными знакомыми. Если сравнивать это с ездой на машине, то водитель никогда не разговаривает ни с кем - он просто сидит в своей капсуле.

Но одной теории Вэшу мало. Как велоактивиста его пригласили в комитет по развитию велосипедной среды при городском совете. Благодаря работе этого комитета на главных магистралях появились полосы для велосипедов, а на ряде улиц движение ограничено до 30 кмч, что делает их более безопасными для велосипедистов.

- Один из итогов сниженного скоростного режима - то, что теперь на этих улицах можно увидеть больше жителей, которые раньше предпочитали проводить время на задних дворах, - говорит Вэш. - И это улучшает сообщество.

Велокофейня

Для развития велосипедного движения недостаточно проложить велодорожки через весь город и обустроить магазины велопарковками. Лига американских велосипедистов публикует рейтинг городов с наиболее развитой велосипедной инфраструктурой. Среди прочих условий для попадания в этот список значится наличие заведений, дружественных велосипедистам.

Первым таким местом в Манхэттене стала кофейня  «Университетские пончики». Джереми КОРН вместе со своей женой Дианой прошлой осенью открыли кофейню и велопрокат под одной крышей. Больше напоминающая игровую комнату с развешанными под потолком старыми велосипедами, кофейня за год своего существования превратилась в место встречи многих велосипедистов города.

- Мы любим велосипеды и любим пончики, - говорит Корн. - Так давайте как-нибудь объединим их и создадим место, где вы сможете съесть великолепный пончик и тут же взять велосипед напрокат.

В этой кофейне можно найти насос и набор для ремонта пробитого колеса. Вслед за «Университетскими пончиками» статуса «дружественный велосипедистам» добились два веломагазина, работники которых к тому же добровольно работают над расширением сети лесных велодорожек вокруг города.

Поддержка властей

Энтузиазм велосипедистов не остался их личным делом. В 2008 году при городском совете был создан комитет по развитию велосипедной инфраструктуры в городе. В комитет входят такие заинтересованные стороны, как полиция, департаменты транспорта, здравоохранения, представители университета и общественности.

Городской инженер Питер КЛАРК сначала был привлечен к разработке безопасных веломаршрутов в городе. Вскоре он проникся этой идеей и сам пересел на велосипед. Теперь несколько раз в неделю Кларк добирается до работы - а это 25 км в одну сторону - на велосипеде. И не только он один. Пустовавшая поначалу велопарковка возле городского совета теперь не вмещает велосипедов всех госслужащих, которые раньше ездили исключительно на машинах.

Кларк говорит, что всегда был заинтересован в проектировании пешеходной и велосипедной инфраструктуры, но при этом сам никогда не пользовался велосипедом. Но во время проведения «велосипедной недели» в Манхэттене он решил пользоваться исключительно велосипедом.

- В итоге я осознал, что это не так сложно, - говорит Кларк. - Это называется «самоэтика». Как только ты попробовал что-либо самостоятельно, ты понимаешь, что в общем-то ты можешь делать это и впредь.

После всех этих изменений в течение последних пяти лет Манхэттен был включен в список городов, дружественных велосипедистам. Пока что у Манхэттена бронзовый статус, но уже вскоре он может быть повышен до серебряного. Однако статусы и награды второстепенны для горожан. Главное для них - безопасное движение и здоровое сообщество. Джереми Корн считает, что велосипедное движение способствует здоровому развитию сообщества.

- Я думаю, это делает наш город более цивилизованным местом для жизни, - говорит Корн.

Антон ТРОФИМОВИЧ 

Самые велосипедные

Рейтинг 10 самых дружественных велосипедистам городов мира был составлен порталом askman.com.

1. Амстердам, Нидерланды.

2. Копенгаген, Дания.

3. Богота, Колумбия.

4. Куритиба, Бразилия.

5. Монреаль, Канада.

6. Портленд, США.

7. Базель, Швейцария.

8. Барселона, Испания.

9. Пекин, Китай.

10. Тронхейм, Норвегия.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно