1276

Дорожная экология. Можно ли научить животных пользоваться переходом?

"Аргументы и факты" в Беларуси № 36. Льготные метры 05/09/2017
Животные не читают знаки. Поэтому помочь им - задача людей.  
Животные не читают знаки. Поэтому помочь им - задача людей.   Фото из открытых источников

Насколько эффективны конструкции? Сколько стоит их установка? Чем руководствуются специалисты при выборе места для перехода животных? На вопросы «АиФ» ответил заведующий сектором экологической оценки преобразований окружающей среды Научно-практического центра НАН Беларуси по биоресурсам Руслан НОВИЦКИЙ.

НАУЧНОЕ ОБОСНОВАНИЕ

- Сложившиеся пути миграций относительно стабильны и часто используются животными. Однако недостаточно просто взять карту путей миграций и разместить в нужных местах скотопрогоны.

Каждый миграционный коридор имеет специфику, поэтому необходимо выезжать на место и оценивать, насколько сложен ландшафт, как животные используют примыкающие к дороге участки, какие габариты конструкций нужны для их переходов. Для установки каждого скотопрогона или перехода для земноводных необходимо серьезное научное обоснование, - поясняет Руслан Новицкий.

Первый подземный переход для земноводных был построен в 2006 году в Березинском биосферном заповеднике на 122-м километре трассы М3. Если до этого в период миграции за неделю под колесами машин погибали около 1,5 тыс. лягушек, то после постройки сооружения это число значительно уменьшилось. Вторая подобная конструкция появилась на территории Национального парка «Беловежская пуща».

Позже скотопрогоны появились на автодороге М5 в районе Жлобина, на участке второй МКАД. В 2017 году планируется завершить строительство еще трех подобных конструкций в стране.

ТРУБА И МОСТ

- Существуют два основных вида перехода для животных. Традиционный и более простой - труба диаметром около 15 м, протянутая под проезжей частью. Срок ее эксплуатации достигает 60 лет, а ее стоимость намного ниже, чем у второго вида - мостового перехода.

Строительство одного перехода для животных над проезжей частью оценивается в сумму от 1,5 до 4 млн евро. Однако, на мой взгляд, они малоэффективны. К примеру, 4 года назад более десяти таких конструкций появилось в Польше. За это время они показали довольно низкую эффективность.

ОРИЕНТИР

- Животному не объяснить, что переходить дорогу нужно именно в этом месте. Поэтому один из главных аспектов - создание направляющих конструкций.

Это достаточно сложная задача, так как нужно пройти всю дорогу и привязать все к мостам, каналам, второстепенным дорогам. Кроме того, сами по себе проходы - просто дыры, которые не привлекают зверей. Они требуют специального обустройства, такого как привлекающие растения, кормовые поля. Их нужно создавать минимум в течение трех лет для того, чтобы несколько поколений зверей запомнили расположение переходов и не боялись ими пользоваться.

Еще одна проблема - потребности местного населения. «Зашить» участок вдоль проезжей части сеткой и не сделать специальные калитки для людей - пустая трата средств. Ведь местные жители просто режут эти сетки, после чего там пройдут и кабан, и лось.

Есть и потребности, связанные с эксплуатацией лесов и обеспечением их пожарной безопасности. Помимо этого, существует опасность деятельности браконьеров, которые пользуются переходами для незаконной добычи животных. Помогла бы установка видеокамер. Но пока, к сожалению, данные проблемные вопросы мало где учитываются.

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно