45823

Дворцу Республики - 13 лет

№ 39 от 29 сентября 2010 года 29/09/2010

Architector--1729Несмотря на то, что днем рождения Дворца Республики считается 3 октября 1997 года, здание начали строить еще в 80-е годы, а идея возникла еще при П.М. Машерове. Группа архитекторов разработала проект грандиозной площади на месте нынешнего Верхнего города, с которой был бы виден проспект Машерова и район Комсомольского озера. Планировалось, что на этой площади будет и Дворец Республики. Машеров сначала поддержал этот проект, но группа активистов настояла на том, что у Минска должен быть сохранен исторический центр. Потом возникло предложение о строительстве Дворца Республики на месте стелы Минск - город - Герой. Но с приходом нового секретаря ЦК КПБ Киселева Дворец решили строить на Центральной (Октябрьской) площади.

Однако развал Советского Союза остановил строительство на несколько лет... 

- Когда уже вырыли котлован, возвели бетонные стены, СССР распался - и в центре Минска стоял недостроенный дворец. В народе его прозвали «саркофаг», сравнивая с бетонными стенами Чернобыльской АЭС. В первом номере одной перестроечной газеты писали, что Дворец - это «архитектурный шедевр коммунистического режима». Но ситуация изменилась в 1997 году, когда Александр Лукашенко посетил заброшенную стройку. Президент осмотрел комплекс, часто освещая путь фонариком. После этого было принято решение о продолжении строительства Дворца и введении его в эксплуатацию в кратчайшие сроки.

- Почему возникла потребность в таком здании?

- Республике нужен был Дворец съездов, как в Ташкенте, Алма-Ате, в Москве. Но съезды проводились раз в четыре года, а такой комплекс должен работать ежедневно, быть многофункциональным, позволяющим проводить концерты, балы, международные мероприятия, пресс-конференции и т.д. Будущее показало правильность этого решения. Когда шла реконструкция Театра оперы и балета, труппа смогла выступать во Дворце Республики. Это было бы невозможно и труппа распалась бы, если бы не колосниковая сцена Дворца высотой 26 м. Раньше концерты проводились во Дворце спорта, но он уже изжил свои акустические возможности.

- Кто проектировал Дворец?

- Был объявлен конкурс. Победил «Белгоспроект». Проектировал здание авторский коллектив под руководством Михаила Пирогова. Для того времени это было уникальное здание, сложный многофункциональный комплекс с залами на 2700 и 500 мест, залами для торжественных мероприятий, выставочным залом, пресс-центром и т.д. В подвале очень сложный инженерный блок. Раньше ходили даже слухи, что от Дворца идет подземный туннель к зданию ЦК, но это неправда.

- Уже упоминалось название «саркофаг». Может, это связано с простотой формы Дворца?

- Оценку всегда дает время. Могу только объяснить, почему выбрано именно такое архитектурное решение. Самое главное – учесть градостроительную ситуацию. Сзади – низкоэтажные застройки, справа – эклектика Дворца профсоюзов, напротив – архитектура 60-х годов, через дорогу – сквер. Проанализировав ситуацию на большом макете центра города, было принято решение, что необходим объединяющий архитектурный прием.  Была выбрана система периптера (система наружных колонн), которая несет и конструктивную функцию. Учитывая близость проспекта Независимости, решили максимально заглубить здание.

- При строительстве использовались новые технологии, стройматериалы?

- В основном использовались все белорусские стройматериалы и оборудование. Сейчас оно работает без сбоев. Из отделочных материалов использовались те, что были в арсенале на то время. Снаружи - стальная рейка, внутри - простая облицовка: серый гранит из Микашевичей, стены покрытые водоэмульсионной краской. Мы  стремились, чтобы не отделка, а пространство поражало посетителей. Некоторые конструкции монтировали с вертолетов, а  потом уже сваривали. Сейчас все больше строят здания в стиле hi-tech, но время показывает, что они порой морально устаревают, быстро «приедаются».

- Но ведь здание Минск-Арены, спроектированное вашим институтом, тоже из стекла и стали…

- Для спортивного здания такой стиль уместен, тем более, для целого комплекса. Он, на мой взгляд, хорошо вписался в городскую застройку.

- Сейчас и до перестройки строили монументальные здания. Это связано со вкусами времени?

- Я считаю, что такие знаковые сооружения были и будут. Эта традиция  идет еще со времен фараонов. С другой стороны, здания должны нести определенную функцию, оздоровительную, воспитательную и т.д. Сейчас наш институт проектирует ряд монументальных объектов: зал художественной гимнастики, крупный жилой комплекс в районе Минск-Арены и др. Но дело не в монументальности. Прежде всего необходимо попадание в масштаб города, поиск единства архитектурного стиля. Это наблюдается в постройках архитектора Лангбарда: в здании Академии наук, Доме правительства, Доме офицеров, в оперном театре.

- Кто в архитектуре «законодатель мод»?

- Новые технологии, стройматериалы. При реконструкции оперного театра были использованы белорусские материалы как гигантов промышленности, так и небольших районных предприятий. Хотя технологии возведения сцен пока мы не освоили. Во Дворце Республики сцена австрийская.

Если говорить о мировых предпочтениях в архитектуре, сейчас популярны тенденции здания-скульптуры. Это отражается в творчестве зодчих Калатравы, Форстера.

-Уместны ли новые технологии в реставрации памятников архитектуры?

- Правда здесь посередине. При реставрации оперного театра в фойе был выполнен гранитный пол. У Лангбарда был паркет, но при большом количестве посетителей он приходит в негодность за 2-3 месяца. В таком случае новые материалы оправданы. У реставраторов допускается прием контраста, чтобы оттенить современными материалами историческое здание. Но просто покрасить стенку новой краской…

- Что для вас наивысшая оценка?

- В СМИ бывают критические замечания, но для меня высшая оценка – это оценка посетителей, зрителей, жителей. За Дворец Республики наш авторский коллектив получил Госпремию. Олимпийская чемпионка Нелли Ким была в восторге, когда увидела в Минске аллею Олимпийской славы. Подобной аллеи в мире нет.

- Аллею можно будет продолжать?

- Были бы чемпионы, а аллею продолжим.

- Вам нравится облик Минска?

- Да, но его можно испортить, если застраивать центр высотными зданиями. Масштаб Минска задала уникальная архитектура проспекта Независимости. Особенностью Минска является и водно-зеленый диаметр р. Свислочь.

- Что вы чувствуете, когда подходите к своим работам?

- Они будят в памяти то, что связано с их рождением.

Ольга ПРОНИНА


 

Досье

Шабалин Анатолий Андреевич. 6 января 1946. Главный архитектор РУП «Институт Белгоспроект», лауреат Госпремии за 2004 г.

 

Оставить комментарий (0)