17576

Эксперт: «Интернаты должны не «консервировать», а реабилитировать людей»

№ 21 от 23 мая 2012 года 23/05/2012

На вопросы «АиФ» ответила председатель правления международного общественного объединения «Голос сердца» Светлана БЛАЙ.

- Если очереди в названные учреждения не исчезают, значит, альтернативы закрытым интернатам как не было, так и нет. Но не надо возмущаться длиной очереди, надо исследовать причины  ее создания. Мне кажется, их несколько. Все еще случается, что  специалисты в белых халатах становятся первыми «советчиками», которые рекомендуют отдать родившегося  «особенного» ребенка  в казенные руки или сразу встать на очередь в интернат, невзирая на то, что на дворе другие времена. Издается столько литературы с технологиями лечения детей, считавшихся ранее неизлечимыми! А здесь на судьбе ребенка уже ставят крест. К тому же белорусская общественность долго не была информирована, как в психоневрологических интернатах протекает жизнь людей, которые практически исключены из  всех событий  нашего общества. Вынесенные за черту  городов, они были надежно укрыты  под сенью леса. В очереди в интернаты встают люди разных родственных категорий. Мне же больше всего жаль матерей, которые в годы своей юности не отдали свое чадо, оставили дома, окружая его любовью, пытаясь своими средствами дать ему развитие. Развивали, как могли, при полном отсутствии каких-либо государственных социальных услуг, и часто отправляли в школу уже грамотными этих  «совершенно безнадежных» детей. Эти женщины стоят сегодня в эту же очередь. Они на сегодняшний день исчерпали свой личный ресурс, потому что, оставшись одни (отцы, как правило, сбегают), не могут дать своему взрослому ребенку необходимое обеспечение и защиту. Их детям сейчас 30-40 и более лет. Поэтому, пока матери живы, они и определяют своих детей в интернат: всё не на улице. И будут опять до конца рядом, чтобы помогать им адаптироваться в чужой среде. Можно только догадываться, как далось им это решение… Поэтому семьи с такими детьми не делают никакого социального заказа, они не верят, устали. Уходя от интерната, они все же опять вынуждены придти к нему из-за отсутствия выбора. С реформированием  психоневрологических  интернатов  мы опоздали лет на 40.

Вернуть дееспособность

Отсутствие массового социального заказа государству можно объяснить, наверное, еще и психологией отношений общества и государства. Самый верный способ помочь нуждающимся людям - это вовлекать их самих в обсуждение их же проблем, попытаться понять их. Тогда придет решение, удовлетворяющее всех. Наше государство часто само определяет нашу жизнь, не привлекая нас к обсуждению. Поэтому и возникают неверные решения сложных вопросов. Так, например, случилось с лишением дееспособности всех граждан, проживающих на территории психоневрологических интернатов. Теряешься в догадках, что заставило пойти на столь недальновидное решение. Может быть, изначально речь шла только о тех, кто  действительно не может жить отдельно и отвечать полностью за себя? Да, мы так думали еще несколько лет назад. Но  авторитетные в социальном  жизнеустройстве шведы убедили мир, что человек дееспособен, если дотянул ложку с супом до рта. В мире уже давно решена подобная проблема – и мы тоже позаимствовали эту идею, - люди могут жить если не самостоятельно, то в сопровождении.

Контингент людей, населяющих эти интернаты, защищен международными документами, подписанными нашим государством, но ситуация с лишением их  дееспособности  отобрала у них эти права. Их никто не  берет на работу, они не могут пойти учиться и продолжать свое образование, даже закончить какие-нибудь курсы. Самая наболевшая проблема - взрослые интернаты, которые превратились в дома-накопители. Вход туда есть, а выхода нет. Поэтому сегодня нужно форсировать подготовку и успеть снять детей с конвейера до 18 лет, чтобы они не попали под лишение дееспособности, оказавшись во взрослом доме-интернате. А в последнем  надо без отлагательства приступить к конкретным реформам.

Развивать личность

Главным недостатком в нашей системе психоневрологических интернатов является их закрытость, а из-за этого отсутствует развитие. Победить эту проблему может только успешно проведенная деинституализация. Первый шаг к этому наша организация предприняла в 2006-2008 гг. В рамках проекта мы открыли несколько трудовых мастерских в двух интернатах  в разных регионах страны. В итоге государство выделило финансовые средства, которые пошли на укрепление их материально-технической базы. Вот здесь и надо было начинать заниматься самым главным – ЧЕЛОВЕКОМ, однако перед этой проблемой опять все остановилось. Но не везде. Наиболее инициативные директора стали самостоятельно находить способы выхода из создавшегося положения, понимая всю сложность ситуации, в которую  попали их подопечные: сами учат, проводят через комиссию, возвращают дееспособность воспитанникам, находят им кров и устраивают на работу. Однако такая проблема должна решаться не методом «кто во что горазд», а на госуровне.

Для того, чтобы разрубить сложнейший узел проблем, накопившийся  за десятки  лет, усилий Минсоцзащиты не  хватит. На сегодня  взрослые дома-интернаты могут стоять под черепичной крышей, но там  по-прежнему  нет программы обучения, нет трудового воспитания,  профессиональные навыки стремятся к нулю, нет никакой мотивации следить за собой и в итоге – тупик. Люди с легкими нарушениями соседствуют с людьми с тяжелыми психическими заболеваниями, которых никто не лечит. Ведь эти интернаты – не лечебные заведения, они почему-то находятся в ведомстве Минсоцзащиты, а не Минздрава. Главное  решение выхода из тупика в том, чтобы ответственность за воспитанников этих интернатов взяли на себя не только Минтруда, но и Минобразования. Все должны объединить усилия  - Министерство образования должно учить, создавать программы, методические указания; Минздрав – лечить тех, кто в этом нуждается,  Минсоцзащиты –  заботиться о трудоустройстве и крыше над головой для тех, кто так долго ждал этого. Сегодня в психоневрологических интернатах необходимо в первую очередь  запустить программу  непрерывного  обучения для взрослых. Надо вычислять людей с ресурсом   развития, помогать им в обучении, возвращать дееспособность, чтобы они имели возможность получить специальность. В период обучения они могут продолжать жить в интернате,  а затем им должно быть выделено отдельное место, пространство для самостоятельной жизни, в исключительных случаях - на территории того же интерната, но уже в качестве свободных людей.

Образование, трудовое обучение и получение  профобразования, подготовка к самостоятельному проживанию (например, в общине), развитие личности -  вот то, что должно быть во взрослых интернатах в период их подготовки  к выходу в открытое общество. А самый  радикальный способ  упразднения психоневрологических интернатов будет начинаться с их переименования  - в Центры Социальной  Реабилитации. МОО «Голос сердца» создало три варианта программы упразднения интернатов. Мы надеемся на  социальный заказ от государства по реформе этих учреждений. Эта работа будет  предвосхищать одно из основных положений Конвенции  по правам инвалидов, которое гласит: «Предоставление возможностей и свободы выбора для всех является главной целью человеческого развития».

Оставить комментарий (0)

Также вам может быть интересно