0 4420

Фастфуд для плебса. Почему богачи и звёзды отказываются от гаджетов

Регулярное потребление цифровых услуг становится признаком бедности.

Мир снова разделился на богатых и бедных, но уже по другому признаку: «онлайн» и «офлайн».

Услуги онлайн, гаджеты, соцсети, мессенджеры стали чем-то вроде электронного фастфуда общества потребления, уделом бедных и обездоленных. А офлайн – то есть то, что можно получить без компьютерных технологий, – всё больше превращается в привилегию людей богатых, знак их статуса и обеспеченности.

Об этом всё чаще говорят мировые СМИ. Богачи и звёзды шоу-бизнеса объявляют, что отказываются от гаджетов, потому что те «засоряют мозг» и мешают радоваться жизни в полной мере. Зависание в соцсетях называют вредной привычкой сродни курению. Взять, к примеру, Элтона Джона – любой «виртуал» он искренне презирает, предпочитая ему реальный мир. Написать певцу электронное письмо невозможно – все подобные контакты осуществляются только через прислугу. Джонни Депп тоже давно исключил из своего обихода мобильный телефон, гаджеты и соцсети. Некоторые представители элиты, которых «достала» зависимость от смарт­фонов, переходят на простейшие модели телефонов – старые добрые «раскладушки» и другие «древние» трубки, по которым в лучшем случае можно только звонить и отправлять СМС. Тем самым они бросают вызов цифровой эпохе, подчёркивают своё нежелание становиться приложением к смартфону. Модно также устраивать себе «разгрузочные дни» без телефона и гаджетов – не листать ленты, не общаться в соцсетях и не отвечать на письма и сообщения. Особо продвинутые поручают вести свои страницы в соцсетях специально нанятым людям.

 

«Пластиковая каша»

«В 1990-е мобильники и домашний Интернет были яркой новинкой, привилегией продвинутых слоёв общества, – объяснил «АиФ» психолог и психотерапевт, директор Школы современных психотехнологий Александр Мымрин. – Сегодня это приелось, стало частью массовой культуры потребления. И приоритеты снова поменялись: гаджеты впали в немилость у «хай-класса» как суррогат и дешёвая имитация действительности. Подлинность, естество признаются им как безусловная ценность».

Помните пластиковую кашу из фильма Георгия Данелии «Кин-дза-дза!»? Сегодня эта «пластиковая каша» в виде всевозможных гаджетов входит в ежедневное «меню» большин­ства жителей Земли – за исключением разве что самых отсталых стран. «Но богатым нужно всё натуральное, они готовы за это платить, – говорит Александр Мымрин. – Для бедных сам по себе гаджет – уже некий признак состоятельности. Мол, если я купил крутой айфон, значит, и сам я крут. Однако стремление выделиться таким образом характерно скорее для молодёжи. Людям состоявшимся это, как правило, уже не нужно».

«Сегодня основные потребности населения на Западе в основном удовлетворены, компании уже не получают сверхприбылей и вынуждены создавать такие потребности, которых еще нет. Им необходимо либо максимально примитивизировать покупательские запросы, либо придумать новые, виртуальные. Потому всё уходит в онлайн, – сказала «АиФ» кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и политики стран Европы и Америки МГИМО Ольга Четверикова. – То же самое с некоторым запозданием происходит и в России. Упрощение мировосприятия, сведение запросов и жизненных интересов к элементарным шаблонам – одно из правил «нового дивного цифрового мира», в котором мы уже, по сути, живём. Богатые же оставляют для себя другой образ жизни, в котором ценность имеет то, что можно получить вживую, пощупать руками».

К тому же у гаджетов есть и ещё один серьёзный изъян. «Электронные девайсы – это новый способ управления человеком, контроля за его сознанием, – говорит Ольга Четверикова. – Гаджет кодирует нас, поскольку заложенные в него программы определяют, чем человек должен заниматься, о чём думать, как рассуждать, какой образ жизни вести. Гаджеты придумали люди небедные, поэтому в отношении себя они это программирование, естественно, применять не станут, используя цифровые технологии в очень ограниченном объёме. Да, помощь специалистов – нянь, репетиторов, тренеров и др. – обходится дороже, чем дистанционное обучение и прочие онлайн-услуги, но состоятельные люди готовы раскошелиться за «штучный» товар, а не за ширпотреб. И наоборот: чем беднее люди, тем охотнее они пользуются гаджетами и уходят в Интернет. А там их самих и их детей нагружают играми, шоу и прочими забавами, отрывающими от «серой действительности». Вместо реальных услуг они довольствуются дешёвыми виртуальными заменителями: онлайн-курсами вместо обучения у живых педагогов, видеоуроками вместо занятий с тренером в спортзале, самолечением в Интернете вместо посещения врачей».

Представители элиты на Западе, в том числе боссы высокотехнологичных компаний, давно обучают своих детей в частных школах, где пользование гаджетами сведено к минимуму, напоминает эксперт. «В этих учебных заведениях почти не используют компьютеры, там учат по обычным учебникам, пишут мелом на «старорежимных» досках и авторучками на бумаге. Богатые родители знают: «компьютерные детки», которые проводят время, уткнувшись в смартфоны, как правило, не слишком сообразительны, хуже знают языки, больше склонны к депрессиям, инфантильности и подвержены «цифровому слабоумию». По этой причине отпрыски элитариев проводят один на один с дисплеем меньше времени, чем дети бедных.

Тем временем в России программы дистанционного обучения настойчиво внедряют в обычной школе и вузах. Вместо того чтобы создавать новые школы в сёлах, учеников переводят на онлайн-обучение, предлагая им слушать уроки, которые читают в крупных городах. За счёт сокращения числа учителей и школ снимается «лишняя» нагрузка с бюджета. То же самое со здравоохранением. Богатые лечатся в дорогих клиниках, где с каждым занимаются особо, а компьютерные технологии – лишь подспорье для живого лечения. Остальных же вытесняют в дистанционную медицину: по Интернету без проблем можно получить недорогие рекомендации по поводу того, какое лекарство принимать в случае болезни. Реклама частных центров обещает: «Мы делаем медицинские услуги более доступными. Записывайтесь на онлайн-консультацию и общайтесь с компетентными врачами из любой точки мира». Это вместо вызова врача на дом или приёма в поликлинике, а зачастую и вместо курса лечения в стационаре».

Цифровое гетто

«Я знаю миллионеров и даже миллиардеров, которые регулярно пользуются онлайн-услугами, – возражает президент группы компаний Cognitive Technologies Ольга Ускова. – С онлайн-образованием и медициной тоже не всё так однозначно. Традиционное образование уже устарело по всему миру: зачастую информация в Интернете более свежая, чем то, что рассказывает профессор с кафедры. Конечно, живой контакт со специалистом очень важен, в том числе и как наставничество. Но если человек хочет получить всё самое новое, он будет брать информацию и онлайн, и офлайн. Это тоже не зависит от богатства или бедности – только лишь от желания и уровня интеллекта, менталитета».

Однако зачастую всё, что можно получить в виртуальном мире, – дешёвые услуги низкого качества, – считает Ольга Четверикова: «В онлайн-торговле можно скорее заставить покупателя купить то, что вам нужно. Когда человек покупает какую-то вещь вживую, он может сразу оценить её качество. А в Интернете можно продать что угодно. Основную часть населения загоняют в «цифровое гетто» услуг».

«Только ли из-за дешевизны массы полюбили онлайн? – размышляет Александр Мымрин. – Нет, скорее из-за «тупизны». Гаджеты, виртуальный мир – это постоянный вал информации, который затягивает, как водоворот, засоряет мозг, отнимает время и силы. От него быстро устаёшь и хочешь освободиться. Люди богатые уловили это и бегут не за информационным потоком, а за жизненным переживанием. Виртуальный мир – уход от реальности, трудностей жизни. Богатому человеку убегать от действительности не нужно, поскольку иначе он не будет богатым. Он должен постоянно находиться в связке с реальностью. А с гаджетом у него останутся иллюзии, но не будет прибыли. По-мужски говоря: чем больше ты «общаешься» с резиновой женщиной, тем меньше вероятности, что у тебя появится реальная, и дети точно не родятся. Богатые предпочитают быть, а не казаться. Ведь в соцсетях и блогах мы такие, какими хотим себя преподнести, – зачастую пускаем пыль в глаза, не имея чего-то в наличии, выдаём желаемое за действительное. Там у нас есть то, чего нет в жизни. Это удел бедных людей».

Загрузка...
Загрузка...

REDTRAM
NNN
Оставить комментарий
Вход
Комментарии (0)

  1. Пока никто не оставил здесь свой комментарий. Станьте первым.


Все комментарии Оставить свой комментарий
Газета

Актуальные вопросы

  1. Почему мне не хочется замуж?
  2. Какая связь между похудением и психикой?
  3. Как обманывают в соцсетях?
REDTRAM
NNN

Новое на AIF.by